Карпушкина Н. М. Влияние типов воспитания на психическое развитие детей дошкольного возраста

ВЛИЯНИЕ ТИПОВ ВОСПИТАНИЯ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Карпушкина Н. М.
Заведующая отделением диагностики и соц. реабилитации ГБУ НЦО областной центр соц. помощи семье и детям «Морской залив», г. Новосибирск

 

Основной целью деятельности областного центра социальной помощи семье и детям «Морской залив» является комплексная (социально-медицинская, социально-педагогическая и социально-психологическая) реабилитация детей дошкольного возраста из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации. В докладе предпринята попытка рассмотреть типы воспитания в семьях, оказавшихся в «трудной жизненной ситуации» и проанализировать их влияние на психическое развитие ребёнка.

Понятие «трудная жизненная ситуация» в целом определяется (Дементьева И. Ф., Евграфова И. Н., Кусов А. Ф.) как временная, объективно или субъективно создавшаяся ситуация; неизбежное событие в жизненном цикле, порождающее эмоциональные напряжения и стрессы; препятствия в реализации важных жизненных целей, с которыми нельзя справиться с помощью привычных средств; ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность; нарушение привычных внутренних связей; невозможность реализации внутренних стимулов (мотивов, стремлений, ценностей).

Трудные ситуации могут иметь различный характер.

Это могут быть скоротечные, будничные для ребёнка события (ссора с другом, обида на близких и т. д.). Острые, но чрезвычайно важные (разлука с родными, появление нового члена семьи). Длительные (хронические), связанные с семейной обстановкой, в которой воспитывается ребёнок (алкоголизм; враждебная, жестокая семья; эмоционально отвергающая семья; не обеспечивающая надзора и ухода семья; распадающаяся или распавшаяся; чрезмерно требовательная семья (доминирующая гиперопека); противоречивое воспитание или смена типа) наиболее негативно сказываются на психическом развитии ребёнка.