Пустовая Е. Н. Невротическое состояние как фактор риска школьной дезадаптации

НЕВРОТИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ КАК ФАКТОР РИСКА ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ

Пустовая Е. Н.
Доцент НГПУ, НИКП, к.пс.н., г. Новосибирск

 

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. Нормальное развитие личности предполагает появление оптимальных защитных механизмов, которые уравновешивают сферы сознания и бессознательного. Таким образом, пролонгированный характер тревожности в сочетании с регрессивной защитной позицией, в частности невротической защиты, скорее всего, может говорить об искажении формирования личности. С психологической точки зрения это острый симптом, говорящий о возможной дисгармонии в развитии личности. В настоящее время проблема школьной дезадаптации, являясь одной из самых актуальных, по данным официальной статистики носит негативно прогрессирующий характер. Данная проблема усугубляется ещё и тем, что часто протекает латентно. Латентная дезадаптация практически не имеет конструктивных функций и способствует изменению или деформации психологической структуры личности в процессе обучения в школе. Акцент данной работы обусловлен стремлением подчеркнуть тот факт, что невротическое развитие личности, в основе которого лежит неудачно, нерационально и непродуктивно разрешаемое противоречие между нею и значимыми для нее сторонами действительности в наше время перестало быть узкопрофессиональной задачей медицины, клинической и специальной психологии, педагогики.