Шамшикова Е. О. Психологическая дистанция как механизм установления межличностных границ

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ДИСТАНЦИЯ КАК МЕХАНИЗМ УСТАНОВЛЕНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ГРАНИЦ

Шамшикова Е. О.
Доцент кафедры общей психологии и истории психологии факультета психологии ФГОБУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», к.пс.н., г. Новосибирск

 

Термин «дистанция» относится к топологической категории, выражающей пространственное разделение двух объектов. Сегодня дистанцию исследователи стали все больше рассматривать как центральный регуляторный процесс, отражающий синтез стремления быть в контакте и вне контакта с другими людьми. Психологическая дистанция — это и механизм, и процесс установления межличностных границ, который, «подобно клеточной мембране, открывает или закрывает субъекта для любых видов и форм общения» (С. К. Нартова-Бочавер, с.237). Основываясь на метафорической модели Дж. Брадшоу (J. Bradshaw, 1996), как «графическом соотношение двери и ручки» можно описать границы «Я» по степени их сформированности и по наличию/отсутствию устанавливаемой дистанции. В первом случае сформированные границы представлены ручкой, расположенной на внутренней стороне двери, что позволяет человеку, регулировать доступ вовнутрь, с помощью психологической дистанции, что отражает модель здорового функционирования психики. При этом личности свойственны доверие к миру, автономия, инициатива и трудолюбие. При слабых границах ручка расположена на внешней стороне двери, что вполне дает возможность внешней среде (другим людям) свободно проникать внутрь. Такую систему характеризует слабая защищенность. Человек проявляет настороженность, ему присущи стыд и вина, присутствует слабо осознаваемое ощущение собственной ущербности и неполноценности. При сломанных границах ручка у двери отсутствует, что напоминает дом без дверей. Это ярко открытая и незащищенная позиция. Личность в данном случае быстро вовлекается в сеть взаимоотношений, теряя собственную субъективность и способность проводить на эмоциональном уровне различие между собой и другими. Доминантными эмоциональными состояниями являются подчиненность, смятение, бессилие и беспомощность. Мера прочности границ «Я», способность удерживать комфортную дистанцию при взаимодействии с людьми определяет психическое здоровье личности.