Кутырева О. В. Проблемы дошкольного детства

ПРОБЛЕМЫ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА

Кутырева О. В.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МКДОУ д/с №117, сертифицированный консультант в арт-гештальт и танцевально-двигательном подходах,
член Ассоциации арт-терапевтов, г. Новосибирск

Калёнова И. А.
Сотрудник МКДОУ д/с №117 комбинированного вида
«Дружная семейка», г. Новосибирск

 

Мы как специалисты, имеющие многолетний опыт профессионального общения с детьми от 1,5 до 7 лет и их семьями в условиях воспитательно-образовательного процесса дошкольного учреждения, обозначаем проблемы, ставшие наиболее актуальными на наш взгляд за последние 3–4 года. Актуальность подтверждается их частотой проявления, или массовостью, и дальнейшими последствиями.

Эти проблемы мы формулируем как нарушение гармоничного развития личности ребенка, искусственно создаваемое самими родителями, и передача родителями ответственности за своего ребенка третьему лицу.

Несколько слов о том, как эти проблемы выглядят и к чему приводят.

По своей природе развитие как организма в целом, так и каждой функции в отдельности – процесс асинхронный, каждой из функций характерен свой сензитивный период. Отследить внешне наступление этого периода можно по поведению ребенка, который начинает проявлять повышенный интерес к какой-либо области, ранее ему безразличной. Одновременно ребенок становится более умелым и успешным в этой области, чем был прежде. Задача взрослого – обеспечить оптимальные условия для успешного формирования именно этой функции, самой чувствительной в данный момент к любому воздействию. Но это вовсе не означает, что можно «забыть» обо всем остальном: временно пассивные функции имеют свойство накапливать опыт, который они получают, будучи в состоянии «относительного покоя». Именно этот «багаж» позволит функции уже в свой собственный сензитивный период стартовать и развиваться максимально успешно. Если весь период детства ребенок находится в условиях, обеспечивающих полноценное развитие как актуальных, так и пассивных в данный момент функций, мы можем говорить о гармоничном формировании организма. Переходя по аналогии к линиям развития личности, мы можем говорить о гармонично развивающейся личности при условии, что каждая из линий развития – физическая, эмоциональная и когнитивная – получают достаточно возможностей для своего полноценного формирования. К сожалению, мы все чаще сталкиваемся с ситуацией, когда родители осознанно или неосознанно нарушают эту гармонию, делая упор на одну из трех линий: или когнитивную, или физическую, или эмоциональную. Примеров этому из опыта работы педагогов дошкольного учреждения можно привести много.

В таком случае мы говорим о первой проблеме - нарушении гармоничного развития личности ребенка, искусственно создаваемом самими родителями.

Происходить это может в силу ряда причин:

  1. мода на что-то в том микросоциуме, которому принадлежит семья, например, раннее обучение детей грамоте или иностранному языку;
  2. поддержание престижа семьи, например, несколько поколений занимаются одним видом деятельности, и ребенок рассматривается как продолжатель дела;
  3. родительские ожидания от ребенка, не всегда отвечающие реальным возможностям самого ребенка;
  4. самоутверждение или самореализация родителя за счет своего ребенка, когда родитель воплощает свои нереализованные мечты через его жизнедеятельность;
  5. выбор родителем «пути наименьшего сопротивления» в обучении ребенка бытовым навыкам: отказ от обучения таким элементарным навыкам самообслуживания как умение есть обычную пищу из обычной посуды и умение пользоваться туалетом в пользу «современных благ цивилизации» - рафинированного детского питания из баночек и тетрапаков, измельчение пищи миксером, использование памперсов. И с таким «набором» «особых» родительских требований приходят дети отнюдь не раннего возраста, что может быть более-менее обосновано, а 4–5 летние!

К каким последствиям приводит такое однолинейное развитие личности? Если интересы ребенка и родителя совпадают, ребенок успешен и чувствует себя комфортно, можем говорить о ранней специализации и возможно даже развитии каких-то способностей и таланта ребенка. Если эта специализация для ребенка вынужденная и сопровождается состоянием дискомфорта, помимо сожаления в будущем выросшего человека об упущенных возможностях, родители могут сформировать у своего ребенка «из самых благих намерений» целый букет невротических реакций вплоть до развития устойчивого невроза.

Еще одна не менее острая на наш взгляд проблема, тесно связанная с предыдущей, это передача ответственности за ребенка третьему лицу. Этим лицом выступает как дошкольное учреждение в целом («В детский сад пойдет, там научат!»), так отдельные педагоги и специалисты («Ну, и какие у Вас проблемы с моим ребенком?»). При этом родитель может демонстрировать внешнюю гиперопеку, которая выражается в постоянных претензиях и требованиях к педагогам по созданию «психологичных условий» для его ребенка. У такого родителя твердое убеждение, что воспитание – процесс односторонний («Вы же педагоги, вы и воспитывайте»), при этом у родителей как заказчиков есть требования и права, у педагогов как исполнителей – только обязанности и ответственность.

Причины такого поведения могут быть самые разные: от родительской некомпетентности до скрытого и даже явного непринятия ребенка или своей родительской роли.

Последствия такой родительской позиции могут быть как явными, то есть проявляться в повседневной жизни, так и скрытыми, но более глобальными по своей значимости:

1. Изменяя ребенку способ питания с уверенностью, что «детский сад научит», родитель нарушает нормальное формирование речевого аппарата и дальнейшее развитие речи. В этой ситуации у ребенка нет естественной нагрузки на мышцы языка, губ, нижней челюсти, поскольку нет кусания, жевания, разгрызания. В результате речь формируется «смазанная», неразборчивая. Обменные процессы в «речевых» мышцах нарушаются, они становятся вялыми, дряблыми; происходит поражение не только соответственно двигательного звена речевой системы, но и нарушение кинестетического восприятия артикуляционных поз и движений.

О медицинских и психологических последствиях бесконтрольного ношения памперсов информации также более чем достаточно.

2. У ребенка, помещенного на «полный пансион» в детский сад в раннем возрасте, то есть до 3 лет, в период, когда симбиоз с матерью жизненно необходим для его формирующейся личности, а возраст естественной психологической сепарации матери и ребенка не наступил, формируется так называемая нарушенная привязанность, последствия которой скажутся в дальнейшем во взрослой жизни в темах встреч и расставаний, принятия и отвержения, доверия и ответственности.

3. Еще одно последствие некомпетентности родителей, начитавшихся популярной психологической литературы и практикующих по сути попустительский стиль воспитания без ограничений и наказаний, выражается в проблеме формирования личностных границ, как своих, так и чужих, прав и обязанностей, баланса между «хочу – надо – могу», произвольности поведения ребенка дома и в детском социуме.

4. Делегируя полномочия воспитания третьему лицу, родитель собственными руками передает формирующееся мировоззрение наследника своего рода чужому человеку, нарушая родовую память и родовое наследие.

Резюмируя вышесказанное, хочется узнать, являются ли эти проблемы актуальными для других педагогов-практиков и специалистов, работающих с детьми дошкольного возраста и их родителями? Если да, какие способы их решения вы находите?