Ласовская Т. Ю. Оценка структуры и уровня эмоционального выгорания у лиц помогающих профессий

ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ И УРОВНЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ЛИЦ ПОМОГАЮЩИХ ПРОФЕССИЙ

Ласовская Т. Ю.

Заведующая кафедрой клинической психологии НГМУ,
к.м.н., доцент, г. Новосибирск

 

Термин "синдром эмоционального выгорания" (СЭВ) предложен американским психоаналитиком Г. Фрейденбергом для обозначения феноменов, возникающих у изначально здоровых людей, находящихся в эмоционально-насыщенном контакте с пациентами (клиентами) (Г. Фрейденберг, 1974).

В структуре СЭВ выделяется три основных компонента: истощение эмоций, деперсонализация и редукция профессиональных достижений. Истощение эмоций выглядит таким образом, что специалисту становится трудно выразить пациенту (клиенту) поддержку, ободрить его, и пр. Деперсонализация в контексте СЭВ представляет собой бездушное отношение к пациентам. При редукции профессиональных достижений профессионал обесценивает результаты собственного труда и склонен видеть только отрицательные стороны своей деятельности.

За последние 10—15 лет идет активное изучение СЭВ у представителей не только помогающих профессий, но и у всех, работающих в сфере "человек-человек" (священники, преподаватели, банковские служащие, социальные работники, психологи, медицинские работники).

Возникает вопрос о том, когда появляются первые симптомы СЭВ. Некоторые авторы считают, что СЭВ активно формируется уже в период обучения профессии, в связи с чем вводится специальный термин "Burnout Medical Student". По данным американских исследователей, в первый год обучения СЭВ имеют 21% обучающихся; во второй и третий год 41—43% студентов медицинского факультета (Santen S.A. et all., 2010).

При оценке СЭВ с помощью опросника В. В. Бойко, 88.3% студентов 2 курса медицинского университета имеют полностью сформированную фазу резистенции (Егорова О. А., 2012).

По данным французских исследователей, у клинических ординаторов-онкологов, работающих в гематологических и радиологических отделениях, симптомы СЭВ выявляются в 44% случаев (Blanchard P., et all., 2010). Собственный опыт автора по оказанию психотерапевтической помощи клиническим ординаторам-гематологам после первого года обучения показывает, что развитию симптомов СЭВ с психосоматическими расстройствами и депрессией способствует такая позиция специалиста, когда врач считает, что только на нем лежит вся ответственность за успех или неуспех лечения.

При оценке СЭВ необходимо учитывать следующие факторы:

1. Специальность врача. Разброс распространенности СЭВ в зависимости от специальности врача составляет 10—50% случаев (Brand S., Holsboer-Trachsler E., 2010).Самый высокий риск развития СЭВ по данным ВОЗ 1990 г. имеют врачи общей врачебной практики, профпатологи, психиатры, онкологи, терапевты).

2. Наличие у специалиста личностного расстройства (обсессивно-компульсивного, нарцисстического).

3. Специфический стресс отдельной медицинской специальности. Например, в стоматологии у врачей больший психологический дискомфорт специалисту доставляют такие факторы как отставание от расписания, стремление к техническому совершенству, отсутствие сотрудничества со стороны пациента. Опрос среди оставивших практику психологов и психотерапевтов указывают на такие специфические стрессовые факторы специальности как невозможность помощи пациенту в состоянии острого горя и недостаточный успех психотерапии (ВОЗ, 1990). Учителя начальных классов отмечают, что особое психологическое напряжение у них вызывает невозможность справиться с плохим поведением учащихся и необходимость выполнения определенного объема работы в сжатые и строго регламентированные сроки (Kokkinos C.M., 2007). Дополнительными психологическими стрессовыми факторами у учителей являются предпенсионный возраст 80% сотрудников, наличие детей-подростков и необходимости заботиться о престарелых беспомощных родителях (Lodolo D`Oria et all.,2007). T. Хопкинс (1998) при опросе торговых агентов выделил такие стрессовые факторы как чувство вины перед семьей из-за ненормированного рабочего дня, отказы потенциальных клиентов, опоздание на место встречи и жесткие требования по выполнению нормы продаж и срокам доставки.

4. Суицидальный риск. По разным данным, серьезные суицидальные мысли имели в течение жизни от 25 до 51.5% практикующих врачей в Норвегии и Финляндии (Lindfors PM., 2009; Hem E. et all., 2000). Из 7905 практикующих хирургов США в течение 12 месяцев суицидальные мысли возникали в 6.3% случаев, и только 25% думали об обращении за профессиональной психологической помощью (Shanfelt TD., et ell., 2011).