Пустовая Е. Н. Психотерапия детских неврозов методом символдрамы

ПСИХОТЕРАПИЯ ДЕТСКИХ НЕВРОЗОВ МЕТОДОМ СИМВОЛДРАМЫ

Пустовая Е. Н.
Доцент кафедры психологии личности и специальной психологии факультета психологии ФГБОУ ВПО «Новосибирский государственный педагогический университет», к.пс.н., г. Новосибирск

 

Особое место в клинике эмоциональных нарушений занимают неврозы детского возраста. В большинстве работ отечественных и зарубежных психологов неврозы рассматриваются как болезнь личности, особая форма личностного развития. (А. Г. Асмолов, 1980; О. В. Баженова, 1986 и др.) Во всех исследованиях авторы исходят из полифакторной этиологии неврозов, из признания, что в возникновении и развитии невроза взаимодействуют биологические, психологические и социальные механизмы. Наиболее распространённа точка зрения, согласно которой невроз определяется как психогенное заболевание, в возникновении, течении и лечении которого ведущая роль принадлежит психологическим факторам. Распространенное представление о неврозах как психогенных расстройствах, в механизмах развития, компенсации и декомпенсации которых определяющая роль принадлежит психическому фактору, объясняет адекватность и широкое распространение различных форм психотерапии. Содержание же психотерапии при неврозах, ее цели и задачи различны и определяются той концепцией, которой придерживается психотерапевт.

Кататимно-имагинативная психотерапия — метод глубинно ориентированной психотерапии, клинически высокоэффективный при краткосрочном лечении неврозов и психосоматических заболеваний, а также при психотерапии нарушений, связанных с невротическим развитием личности. Таким образом, символдрама  наиболее полно реализует этиопатогенетический подход к пониманию и устранению причин и механизмов развития неврозов, способствуя их переработке как на символическом уровне, так и в ходе психотерапевтической беседы.