Пермякова И. С., Вайнер И. Н., Трухачева Н. С. Абилитация как необходимая составляющая инклюзивного образования

АБИЛИТАЦИЯ КАК НЕОБХОДИМАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Пермякова И. С.

Зам. руководителя ГБУ НСО «Областной методический центр

абилитационной педагогики», г. Новосибирск

Вайнер И. Н.

Руководитель методического отдела ГБУ НСО «Областной методический центр

абилитационной педагогики», г. Новосибирск

Трухачева Н. С.

Директор МКОУДОД города Новосибирска "Детский оздоровительно-образовательный (социально-педагогический) центр А. И. Бороздина", г. Новосибирск

 

Тенденцией современного этапа образования в России является развитие инклюзии. С 1991 года в Новосибирске работает Центр А. И.Бороздина, где развивают детей-дошкольников с нарушениями психического и психофизического развития через творчество: музыку, изобразительную и игровую деятельность.

Выпускники Центра после прохождения продолжительного курса абилитации поступают в образовательные учреждения разных типов: детские сады, коррекционные, специальные, общеобразовательные школы, центры дополнительного образования. Таким образом, Центр Бороздина стал участником инклюзивного образования в Новосибирске. С 1999 по 2011 годы в Центре занималось 193 ребенка с тяжелыми нарушениями в развитии. Выпустилось 136 детей, из них 103 (75,7 %) — в образовательные учреждения различных типов. Продолжают проходить курс абилитации 57 детей.

Сегодня в России создано множество учреждений, помогающих детям-инвалидам, у каждого из них наработан свой опыт организации развивающего пространства для детей с особыми образовательными потребностями. Такой опыт бесценен и необходим при переходе к инклюзивному образованию. Для включения в образовательную среду ребенка с особыми образовательными потребностями необходимо, чтобы к этому процессу были готовы все звенья образовательной системы: педагоги, детский коллектив, куда придет такой ребенок, родители здоровых детей.

Скорейшему переходу к инклюзии могли бы помочь абилитационные инновации: видео-фиксация занятий для отслеживания динамики развития детей и передачи абилитационного опыта; организация психологической службы для родителей, воспитывающих детей с нарушениями в развитии; пропагандирование позитивного отношения к особым детям. За 7 лет существования ГБУ НСО ОМЦАП семинары по теме «Абилитационная педагогика» прослушали более 1500 специалистов Новосибирской области, работающих с детьми и подростками.

Родителям таких детей важно помочь «принять» ребенка и верить в его способности. Социуму, то есть всем нам, необходимо преодолеть «переходный» период от сегрегации детей с особыми образовательными потребностями к инклюзии.