Натарова К. А. Символдрама в группе детей и подростков

СИМВОЛДРАМА В ГРУППЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Натарова К. А.
Врач психотерапевт, психиатр МБУЗ Консультативно-диагностическая поликлиника №2, к.м.н., г. Новосибирск

 

Метод символдрамы приобретает все большее значение в практической работе психотерапевтов и психологов разных направлений. Использование символдрамы в групповой работе с детьми и подростками, страдающими расстройствами невротического спектра показало высокую результативность в психиатрической практике.

Нами проанализирована динамика клинических проявлений в двух группах, состоящих из 12 детей и 11 подростков. Диагнозы в группах были распределены следующим образом: Фобическое тревожное расстройство, социальное тревожное расстройство, расстройство социального функционирования , реактивное и депрессивное расстройство. В течении четырех месяцев занятия в психотерапевтической группе проходили один раз в неделю, длительностью полтора часа.

В работе использовались мотивы: луг, подъем в гору, семья животных, животные в джунглях, обитатели красного моря, коробка с игрушками, совместное ограбление банка и переход пустыни, побег из тюрьмы. После совместного представления мотивов, дети отыгрывали продолжение образов в песочнице, при помощи куклотерапии, делали совместные рисунки. Дополнительно дома дети делали рисунки тех моментов их совместного образа, которые показались наиболее значимыми. Рисунки анализировались в группе в процессе следующих занятий.

В результате проведенной терапии, по результатам клинического наблюдения и психологического исследования, у 93% несовершеннолетних существенно снизился уровень тревожности, повысился фон настроения, улучшился сон, аппетит, повысился уровень коммуникативности и социального функционирования.

Таким образом, символдрама зарекомендовала себя как высокоэффективный метод в групповой психотерапии детей и подростков.