Жуков А.С. Подготовка профессиональных супервизоров

ПОДГОТОВКА ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СУПЕРВИЗОРОВ

Жуков А.С.

Сертифицированный супервизор ОППЛ, психотерапевт единого реестра профессиональных психотерапевтов Европы (ЕАП), обучающий терапевт по методу символдрама, доцент МОКПО,

г. Новосибирск

 

Супервизия – это один из методов теоретического и практического повышения квалификации специалистов в области психологического консультирования, психотерапии, а также анализ целесообразности и качества используемых практических подходов и методов психотерапии. Теории рассматриваются на лекциях, описываются в учебнике, приёмы демонстрируются на практических занятиях, но психологическое консультирование, психотерапия, в процессы которых вовлечены два или несколько человек, их отношения, не может быть изучено посредством традиционного способа преподавания. Необходима практическая деятельность под контролем супервизора, где цель супервизии – превратить  специалиста в опытного психолога, психотерапевта, а не в опытного клиента.

Супервизия – это особое вмешательство, и поэтому к супервизорам предъявляются особые требования: многолетний опыт практической деятельности, знания различных направлений психологического консультирования и психотерапии, умение исследовать свою аутентичность, умение выстраивать отношения доверительности, открытости и безопасности,соблюдение этических норм и правил. Последнее является особенно важным, так как соблюдение этических норм не только повышает профессиональный уровень, поддерживает профессиональный престиж и корпоративную культуру, но и, несомненно, способствует формированию позитивного общественного мнения. Мнение психологов относительно типа мотивации профессиональной деятельности сводится к утверждению, что в настоящее время формируется мотивация этическая, суть которой в обретении человеком смысла жизни, стремлении совершенствовать свою жизнь и жизнь других людей.

Существуют различные мотивы, побуждающие специалиста стать супервизором, например:

1.      Личный опыт в проведении консультирования, психотерапии приводит к желанию обмена опытом.

2.      Расширение сферы деятельности: есть мои клиенты, и есть клиенты моих супервизируемых.

3.      Увеличение всемогущества.

4.      Эмоциональное выгорание со своими клиентами; опосредованная работа с клиентами через супервизируемых.

5.      Профессиональный интерес: привлекают сложности и возможности супервизии.

6.      Повышение в должности, статусе.

 

Супервизором можно стать в процессе:

-  Собственной практической деятельности и получения опыта супервизирования собственных случаев. Обучение супервизии строится на основе анализа супервизирования собственных случаев и анализа проведения своих супервизий;

- Обучения на курсах повышения квалификации и переподготовки. В процессе обучения необходимо создать условия для исследования любых сложностей, ошибок и уязвимостей. Отсюда вытекают требования к преподавателям: безусловно принимающего, эмпатического, открытого новым знаниям, признанию своего незнания и уязвимости, осознающего, способного вербализовать свои переживания, управляющего психологическими процессами;

- Подготовки по программеобучения супервизоров.

Программа подготовки профессиональных супервизоров ОППЛ, проводящих групповую и индивидуальную профессиональную супервизию, создана в результате многолетнего опыта проведения полимодальной супервизионной группы, которая проходила в клинике «Инсайт» (г.Новосибирск) и в настоящее время реализована во многих городах России, Украины и Казахстана.

Программа подготовки профессиональных супервизоров имеет несколько специализированных курсов:

1. Вводный курс в профессиональную супервизию – 8 часов.

2. Базовый курс подготовки профессионального группового супервизора – 72 часа:

- Теоретическая часть – 36 часов;

- Практическая часть – 36 часов;

3. Индивидуальный супервизор – 10 часов.

4. Независимая экспертиза – 36 часов.

Многолетний опыт реализации данной программы наглядно показал повышение эффективности деятельности супервизоров и специалистов проходящих супервизию. Сформирован высококвалифицированный преподавательский состав, который продолжает работать по усовершенствованию программы обучения супервизоров.