Журавлева Т.А. Общее и особенное в Кодексах этики различных психотерапевтических модальностей

ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ В КОДЕКСАХ ЭТИКИ РАЗЛИЧНЫХ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКИХ МОДАЛЬНОСТЕЙ

Журавлева Т.А. 

Психолог, г. Алматы, Казахстан

 

Этический кодекс психотерапевта – это свод предписаний и ограничений, которых психотерапевт должен придерживаться в своей работе с клиентом, в своих отношениях с коллегами, с обществом и с самим собой. Как это сочетается с самим явлением психотерапии, которую многие считают скорее искусством, чем технологией? Что ограничивают предписанные Кодексом рамки, что поддерживают рекомендации и предписания? Является ли Кодекс искусственным, формальным цеховым изобретением – или его существование позволяет определить границы профессии, отделить психотерапию от любых других человеческих взаимоотношений и профессий?

Я полагаю, что у психотерапии действительно есть много общего с искусством. Разумеется, существуют технологии, и порой достаточно строгие (как в музыке – законы гармонии, а в живописи – законы перспективы, например). И при этом случай работы с каждым клиентом – уникален и неповторим, даже если проблематика и общая стратегия работы могут быть отнесены к какой-то категории. Именно переходя от умения владеть техниками и технологиями к умению чувствовать эту уникальность и следовать за ней, терапевт из ученичества переходит в зрелость.

Психотерапия опирается на науку о человеке в самых разных ее аспектах – от нейрофизиологии до социальной психологии. И, вместе с опорой на науку, в психотерапии наличествует невероятный простор для творчества. За сотню с лишним лет существования этой области деятельности как отдельной возникли десятки модальностей, подходов как отражение многогранности человеческой природы. Если не знать заранее, то, наблюдая, например, за работой классического психоаналитика, телесно-ориентированного психотерапевта и, например, арт-терапевта, трудно предположить, что все эти люди объединены одной профессией.

И в каждой признанной модальности создается свой Этический Кодекс. Одна из главных функций Кодекса – именно «прорисовка» границ. И именно сверяясь с Кодексом, можно определить, какая деятельность является психотерапией, а что ею не является. Кодекс же каждой модальности определяет границы этого направления.

В данной работе я рассмотрю Кодексы Этики нескольких модальностей с точки зрения категорий общего и особенного.

«ЕДИНИ́ЧНОЕ, ОСО́БЕННОЕ И ВСЕО́БЩЕЕ, философские категории, выражающие объективные связи мира и характеризующие процесс его познания; единичное (отдельное, индивидуальное) — определенный предмет, ограниченный в пространстве и времени; всеобщее (общее) — сходное, отвлеченное от единичных и особенных явлений свойство, признак, на основании которого предметы и явления объединяются в тот или иной класс, вид или род (т. н. абстрактно-всеобщее); единство в многообразии, закон, связующий многообразие явлений в систему (т.н. конкретно-всеобщее); особенное — единство единичного и всеобщего, предмет, взятый в своей конкретной целостности как определенно всеобщее и как не исключенное из взаимосвязи мира единичное. Единичное — форма существования всеобщего в действительности; особенное — всеобщее, реализованное в единичном» (Энциклопедический словарь, 2009).

В данном случае общее в Кодексах Этики будет отражать те признаки, на основании которых разные модальности относятся к психотерапии как виду деятельности. А особенное, свойственное только Кодексу определенной модальности, отразит реализацию этих признаков в конкретном воплощении этой деятельности.

Общие ценности и принципы этики психотерапевта.

О смысле и философии Этического Кодекса психотерапии можно написать объемное исследование. Мало того, важно, чтобы Кодекс воспринимался и понимался и терапевтами, и, тем более, супервизорами не только как нормативно-правовой акт, но и с философски-смысловой точки зрения. В этом случае Этический Кодекс становится мощной опорой для формирования и развития профессиональной идентичности терапевта и это может дать серьезный толчок к качественному развитию психотерапии в целом.

Этический Кодекс регулирует взаимоотношения терапевта с клиентом, терапевта с самим собой, терапевта со своей профессией, терапевта с коллегами и терапевта с обществом.

Основное общее в Этических Кодексах разных модальностей проистекает из определения психотерапии  как профессиональных отношений терапевта и клиента, имеющих своей целью и направленных на благополучие клиента.

Относить эти отношения к разряду профессиональных позволяет прописанная во всех рассмотренных Кодексах необходимость заключения терапевтического контракта, в котором определяется цель терапии, а также сеттинг (нормированные условия).

Как общие этические принципы можно выделить:

1.      Принцип ответственности.

2.      Принцип осознанности.

3.      Принцип компетентности.

4.      Принцип благополучия клиента.

5.      Принцип этической и юридической правомочности.

6.      Принцип конфиденциальности.

7.      Принцип добровольности.

8.      Принцип безопасности.

9.      Принцип информирования клиента и общества.

10.   Принцип профессиональной кооперации (сотрудничества).

Также можно отметить общие этические ценности:

1. Утверждение равного достоинства всех людей.

2. Уважение к уникальности, ценности и достоинству личности.

3. Уважительное признание ценности расовых, этнических и половых различий; разницы происхождения, социального или экономического статуса; различий в сексуальных идентификациях и предпочтениях; различий возраста, степени здоровья, а также различий, связанных с религиями, языком, и потребности в духовности.

4. Принятие важности автономия и само-регулирования личности в контексте межличностных отношений, обеспечивающих контакт.

Общее в этике отношений с клиентами.

Во всех рассмотренных кодексах признается важность адекватных отношений с клиентами для эффективности психотерапии, для достижения ее основной цели (улучшения качества жизни клиента). Также признается особенный характер этих взаимоотношений с точки зрения силы и воздействия на душевное состояние клиента.

Как основные положения этики отношений с клиентами можно выделить:

1. Конфиденциальность, за исключением прописанных случаев:

А) снятие конфиденциальности с согласия и разрешения клиента;

Б) в случаях, предусмотренных законодательством страны, в которой практикует терапевт.

2.    Добровольность и информированность клиента. У клиента есть право прекратить терапию или отказаться от предлагаемых терапевтом методов работы. Терапевт должен достаточно ясно и подробно информировать клиента о применяемых методах. В случаях участия клиентов в исследованиях, они должны быть информированы о целях и методах исследования.

3. Недопущение материальной, сексуальной, эмоциональной и какой-либо еще эксплуатации клиента терапевтом.

4. Безопасность. Причинение любого вреда клиенту в процессе терапии считается неэтичным. Терапевт должен позаботиться о том, чтобы клиенту не был причинен вред.

5. Недопустимость иных отношений, кроме клиентско-терапевтических, во время терапии. (В некоторых модальностях не допускаются иные отношения и после завершения терапии).

Общее в этике отношений с коллегами.

Здесь важен принцип профессиональной кооперации.

В каждой из модальностей предписывается уважительное отношение к коллегам, недопустимость порочащих или пренебрежительных высказываний как в адрес коллег, так и в адрес других  модальностей.

Принцип конфиденциальности распространяется и на информацию о коллегах либо о клиентах коллег, полученную путем участия в интервизиях и супервизиях, а также любым другим путем.

В отношениях с коллегами также работает принцип ответственности. В частности, узнав о нарушении коллегой этики, следует сказать ему об этом. Если нарушения этики будут продолжаться, то терапевт обязан об этом сообщить в этическую комиссию.

Общее в этике отношения с профессией.

Здесь основную роль играет принцип компетентности.

Терапевту следует понимать границы своей компетентности и повышать свою компетентность путем обучения, участия в программах повышения квалификации, участия в конференциях, других профессиональных мероприятиях, а также путем получения супервизий и интервизий.

Терапевтам рекомендуется быть открытыми к новому, возникающему как в собственной модальности, так и в других модальностях.

Общее в этике отношений с самим собой.

Ведущие принципы – принцип осознанности и принцип ответственности.

Терапевт несет полную ответственность за принимаемые им решения.

Терапевт должен осознавать уровень собственной личностной готовности к работе. Если терапевт находится в состоянии сильного стресса, под воздействием алкоголя или других ПАВ, если есть другие причины, затрудняющие его способность эффективно и качественно работать, то терапевт обязан прекратить свою деятельность вплоть до разрешения проблем.

Терапевт может и должен совершенствовать свою личностную компетентность, обращаясь на личную терапию или с помощью супервизии.

Общее в этике отношений с обществом.

Ведущими являются принцип ответственности и принцип этической и юридической правомочности.

Терапевты любых модальностей должны соблюдать законы той страны, гражданами которой они являются.

Терапевты любых модальностей не должны вводить общество в заблуждение относительно возможностей их самих как профессионалов и психотерапии в целом. Они обязаны максимально открыто и понятно информировать общество о целях и возможностях психотерапии, а также об этических принципах психотерапевтов.

В рассматриваемых Этических Кодексах также отмечена просветительская роль, которую представители модальностей могут играть в общественной жизни.

 

Особенное в этике гештальт-терапии, психодрамы, экзистенциальной терапии, телесно-ориентированной терапии.

Особенное в Этических Кодексах рассматриваемых модальностей – это отражение специфики психотерапевтического процесса, присущей этим модальностям. Разумеется, не все рекомендации и ограничения, связаннные с процессом, нашли свое место в Кодексе. Здесь описаны именно те нюансы, которые имеют прямое отношение к обеспечению безопасности клиента и невыполнение которых может повлечь за собой причинение вреда клиенту. А также нормы, связанные с философией модальности.

 

Особенное в Этическом Кодексе гештальт-терапевтов.

Гештальттерапия  — направление в психотерапии, основными принципами которого являются стремление к развитию и расширению осознавания, актуальность (работа в настоящем) и принятие ответственности за происходящее в своём бытии. Цель и средство гештальттерапии — «сознательное осознавание» (Ж.М.Робин, Энрайт, Ф.Перлз). Такая формулировка подразумевает проживание ситуации здесь-и-сейчас и сознательное присутствие в этом проживании.

В отличие от Кодексов других модальностей, здесь оговаривается, что:

·       Терапевт тщательно исследует, применима ли его/ее компетентность в той области, которую требует терапевтическая работа с данным клиентом. Если Гештальт-терапевт считает, что контекст поля, его структура, границы и цели находятся в противоречии с его возможностями или слишком узки для того, чтобы он мог раскрыть необходимые для продвижения клиентского процесса умения, он/она воздерживается от любого дальнейшего рабочего проекта, предпринимаемого в этой области.

Этот пункт иллюстрирует как раз особенности философии и языка метода, отраженные в Этическом Кодексе. По сути же в пункте выражен общий для рассмотренных модальностей принцип компетентности.

·       Методологический и технический подход в терапевтическом процессе должен служить тем терапевтическим целям и развивающимся запросам клиента, которые согласованны при заключении контракта. Гештальт-терапевт понимает, что любое отреагирование, особенно экспрессивное и катартическое, требует непременной де-драматизации посредством детальной и осторожной проработки.

Этот пункт и следующий отражают специфику терапевтического процесса, в котором возможен эксперимент и возможен физический контакт. При проведении эксперимента требуется обязательное информирование клиента и его согласие.

·       Физический контакт в терапевтическом процессе направлен исключительно на благо клиента и требует определенной профессиональной рефлексии и заботы. В обращении с телесным контактом в терапевтическом процессе согласие клиента имеет первостепенное значение.

Так в этих пунктах, отражающих особенное, отражаются также и общие принципы информированности, добровольности, благополучия клиента.

(Цитируется по: 1.Этический кодекс гештальт-терапевта (АГиП, 2010)).

 

Особенное в Этическом Кодексе психодраматистов.

Классическая психодрама - это терапевтический групповой процесс, в котором используется инструмент драматической импровизации для изучения внутреннего мира клиента.

Это делается для развития творческого потенциала человека и расширения возможностей адекватного поведения и взаимодействия с людьми. Современная психодрама — это не только метод групповой психотерапии. Психодрама используется в индивидуальной работе с людьми (монодрама), а элементы психодрамы широко распространены во многих областях индивидуальной и групповой работы с людьми.

В кодексе психодраматистов также есть пункты, отражающие специфику модальности, с одной стороны, и общие принципы благополучия клиента, информированности, добровольности, конфиденциальности и безопасности – с другой.

·       Психодраматисты должны открыто и ясно предупреждать о предполагаемом присутствии наблюдателей, протоколистов и ко-терапевтов, играющих роли. Они должны отчетливо разъяснить, что все присутствующие до начала работы согласились следовать правилу конфиденциальности и другим необходимым правилам.

·       Психодраматисты ответственны за принятие решения об адекватности использования психодрамы для каждого конкретного клиента. Также они ответственны за допуск клиента к участию в групповой работе, с учетом специфики конкретной группы и клиента. Если психодраматист принимает решение о недопуске клиента, он должен предложить ему варианты, где клиент сможет получить помощь − у коллег или у специалистов других направлений.

·       Клятва Гиппократа обязывает специалиста хранить в тайне всю информацию, полученную в процессе профессиональной деятельности. В групповой психотерапии и психодраме клятва Гиппократа распространяется на всех участников группы, и каждого в равной степени обязывает не открывать посторонним доверенную им информацию о других участниках. Также является конфиденциальной и информация о третьих лицах, не включенных в группу.

Психодраматисты должны рассматривать как конфиденциальную всю информацию, полученную от клиента, вне зависимости от того, где она была получена – на терапевтической сессии или вне нее. Исключением является ситуация, когда клиент ясно обозначает, что определенная информация открыта для распространения. Психодраматисты должны оповещать участников группы о правиле конфиденциальности и акцентировать на нем их внимание.

·       При работе с психосексуальными проблемами психодраматисты должны с большой осторожностью относиться к перепроигрыванию ситуаций, касающихся неподобающей сексуальной активности. В частности, в работе с последствиями сексуального насилия нужно тщательно выбирать подходящие психодраматические техники, чтобы минимизировать вероятность усугубления ситуации.

·       Использование психодрамы не ограничено ее клиническим применением. Психодраматисты могут использовать свои навыки для работы с социальными проблемами за пределами психотерапевтического контекста, но этические требования об осознанном согласии клиента и конфиденциальности должны применяться по-прежнему.

 

Особенное в Этическом кодексе экзистенциальных терапевтов.

Главной особенностью экзистенциальной психотерапии является ее направленность на человека как бытие-в-мире, т.е. на его жизнь, а не на личность как изолированную психическую целостность. Само понятие «экзистенция» в дословном переводе означает «возникновение», «появление», «становление». Это точно отражает суть всего экзистенциализма не только в психологии и психотерапии, но и в философии, искусстве, литературе и т.д. В нём главным является не человек как статический набор характерологических и личностных качеств, форм поведения, психодинамических механизмов, а как существо, постоянно возникающее, становящееся, т.е. существующее.

Основная цель экзистенциальной терапии помочь человеку лучше разобраться в своей жизни, лучше понять ею предоставляемые возможности и границы этих возможностей. При этом экзистенциальная терапия не претендует на изменение клиента, на перестройку его личности; всё внимание сосредоточено на понимание процесса конкретной жизни, в её повседневности проявляющихся противоречий и парадоксов. Если человек видит реальность не искаженной, он избавляется от иллюзий и самообмана, отчётливее видит своё призвание и свои цели в жизни, видит смысл в повседневных заботах, находит в себе мужество быть свободным и ответственным за эту свободу. Другими словами, экзистенциальная терапия не столько лечит, сколько учит дисциплине жизни. Это также можно назвать гармонизацией жизни человека.

Пункты Этического Кодекса этой модальности, которые специфичны для нее, тоже в своем особенном отражают общее: принципы безопасности, информированности, добровольности, конфиденциальности

·       Психотерапевт не имеет права прекратить психотерапию, если для этого нет независящих от него причин. Если все-таки психотерапию приходится прекратить по инициативе психотерапевта, он должен свое решение объяснить клиенту в доступной ему форме, посоветовать ему, что лучше всего можно сделать при сложившихся обстоятельствах и/или направить клиента к другому специалисту.

·       Использование психотерапевтических методов, способных вызвать травматические переживания клиента, допустимо лишь в следующих случаях: когда цель психотерапии не может быть достигнута менее ранящим способом; когда психотерапевт является уверенным, что негативные переживания не будут продолжительными; и когда психотерапевт предпринял меры для устранения или нейтрализации возможных негативных последствий применения психотерапевтических методов.

 

Особенное в Этическом Кодексе телесно-ориентированных терапевтов.

Телесно-ориентированная психотерапия (ТОП) – современное направление психотерапии, непосредственно включающее в себя работу с телом клиента. Основополагающей концепцией этого метода является представление о неразрывной связи тела и духовно-психической сферы. При этом считается, что неотреагированные эмоции и травматичные воспоминания клиента вследствие функционирования физиологических механизмов психологической защиты запечатлеваются в теле. Работа с их телесными проявлениями помогает, на основе принципа обратной связи, проводить коррекцию психологических проблем клиента, давая ему, возможность осознать и принять их как части своей глубинной сущности.

Соответственно общей основой методов телесно-ориентированной психотерапии, исторически обусловивших отделение их от психоанализа, является использование в процессе терапии контакта терапевта с телом клиента, основанное на представлении о неразрывной связи тела и духовно-психической сферы.

Особенные требования Этического Кодекса этой модальности отражают философию и специфику метода, а также общие принципы информированности, безопасности, заботы о благе клиента, ответственности и осознанности.

·       Телесные психотерапевты должны способствовать пониманию взаимосвязанности физических, эмоциональных и мыслительных процессов.

·       Психотерапевт несет ответственность за собственную сексуальность и ее использование в психотерапевтической работе. Использование сексуальности в личных целях является нарушением этики.

 

 

 

Заключение

Совпадение основных принципов и ценностей в Кодексах этики разных модальностей позволяет говорить о том,  что на данном этапе развития психотерапии как области профессиональной деятельности эти принципы и ценности являются сформированными, разделяются разными модальностями и служат опорой профессиональной идентичности психотерапевта.

Особенное в Этических Кодексах модальностей является отражением специфики терапевтического процесса конкретной модальности и служит тем же основополагающим принципам и ценностям.

Я полагаю, что для терапевтов существует профессиональная необходимость не только хорошо знать Этический Кодекс своей модальности и соблюдать его нормы, но и воплощать в жизнь дух и философию профессиональной этики. Это будет отвечать целям развития психотерапии в целом как профессии и повышения профессионального мастерства и личностной зрелости терапевта.

На мой взгляд, супервизорам, ведущим группы полимодальной супервизии, необходимо стремиться к осведомленности как в особенностях этики, так и в специфике терапевтического процесса как можно большего числа психотерапевтических модальностей. Такая осведомленность может существенно повысить эффективность работы супервизора.

 

 

Литература

 

  1. Этический кодекс гештальт-терапевта (АГиП, 2010).
  2. Этический и профессиональный кодекс психодраматиста (ФЕПТО, МаурициоГассо, Гордон Лангли, ЮдитТешари. Перевод: Павел Корниенко, редакция 2-020 от 24.01.2013 г.)
  3. Этический Кодекс Европейской Ассоциации Телесной Психотерапии (ЕАТП)
  4. Кодекс профессиональной этики Восточно-Европейской Ассоциации экзистенциальной терапии (принят на конференции членов Ассоциации 21 сентября 2002 г.)
  5. Энциклопедический словарь, 2009.