Павловская И. В. Созависимость как ресурс личности

СОЗАВИСИМОСТЬ КАК РЕСУРС ЛИЧНОСТИ

Павловская И. В.
Психолог-консультант, групповой терапевт, действительный член ППЛ, клиника Инсайт, г. Новосибирск

 

При изучении литературы по теме созависимости бросается в глаза двойная норма: с одной стороны, созависимость широко распространена в разных ипостасях и в той или иной степени присуща подавляющему большинству людей; с другой стороны, большая часть научных работ по теме созависимости дает негативную окраску феномену, подчеркивая патологичность такового. Созависимость рассматривается как недостаток, личностная дисфункция, результат нарушенного или искаженного развития, нарушение адаптации, которое оказывает разрушающее воздействие на психику, отношения и личную жизнь человека. По мнению большинства авторов, от созависимости нужно избавляться [2,4,5,7]. В лучшем случае, созависимость рассматривается как набор вредных и дезадаптивных качеств [1,3,8]. И такая позиция прослеживается даже в современных источниках.

Однако внутренняя структура процесса определяет и подход, и если проанализировать содержание процесса созависимости, то становится очевидным, что позиция отрицания сама по себе является созависимой и поддерживает существование созависимости как феномена, аналогично тому, что созависимая женщина считает, что алкоголизм её супруга — это зло и поэтому супругу необходимо лечение. Психологическая коррекция созависимости, на данный момент, основана на признании клиента-носителя жертвой в его жизненной ситуации, с чем он охотно соглашается, поскольку это одна из его любимых ролей. Подобная помощь поддерживает созависимость тем, что перенаправляет её на новый объект, делая клиента зависимым от психотерапевтической помощи.

Здесь предлагается взглянуть на проблему диалектически, объединив противоречия сложившихся теорем и существующих практик. На взгляд автора, широкая распространенность созависимости людей в обществе говорит о её важности и значимости в качестве объективной функциональной составляющей. Ведь если человек соглашается на отказ от проживания своей жизни, то цель, стоящая за этим, вероятно, важнее человеческой жизни! Можно предположить, что созависимое поведение является важным фактором организации человеческого общества на данном этапе его развития или фактором естественного отбора. Или имеет какие-то другие смыслы и цели, недоступные для нашего понимания. Так, например, созависимость чаще свойственна специалистам помогающих профессий, у которых она выступает и как личностное качество, способствующее выбору профессии, и как профессиональная деформация [6]. Не случайно, любое успешное человеческое общество коллективный интерес ставит выше индивидуального.

Если пофантазировать о глобальных последствиях в ситуации, когда все созависимые вдруг перестанут ими быть, то общество на какое-то время неминуемо погрузится в хаос — криминальный мир выйдет из подполья; развалятся система социальных служб и система образования; развитие научного знания сменится на личностное развитие; погибнут все младенцы, а также большая часть инвалидов, детей-сирот, больных, пенсионеров и прочих, всех не готовых нести за себя ответственность. В созависимости как феномене есть элемент надличностной ответственности. Возможно, именно эта ответственность мотивирует сильных помогать слабым, просвещать жаждущих и т. д. Основной ресурс созависимости заключается, на взгляд автора, в способности брать на себя ответственность за жизнь людей, не готовых нести за себя ответственность. Например, если мама грудного ребенка не будет созависимой с ним, то ребенок умрет. Созависимость это также способность входить в слияние и расширять себя за счет других людей. 

Взаимодействие психолога с клиентом в рамках психологического консультирования и коррекции зависит целиком от позиции психолога и приводит к разным результатам. Если психолог придерживается позиции отрицания в отношении элементов созависимости в жизни клиента, и пытается «помочь» ему или «спасти», то таким образом он создает новый круг созависимости. То есть непосредственно с созависимостью, как с источником страдания человека, работы не происходит. Однако есть и другой вариант: психолог уважительно и с пониманием относится к явлениям созависимости в жизни людей и с благодарностью относится к людям, которые взяли на себя ответственность отказываться от проживания своей жизни, свободы и радости, ради пользы другого. В таком случае открываются иные психотерапевтические возможности, такие как адаптация человека в жизни с использованием качеств созависимости, использование их как ресурса личности, а также возможен осознанный уход от данных качеств. Автор придерживается позиции, что у каждого человека есть неотъемлемое право быть таким, каким он стал, и самому решать, развивать себя или оставить как есть.

В связи с вышеизложенным, если руководствоваться тем, что созависимость — это не болезнь, а особенность психического развития, то «лечить» ее точно не нужно. Помощь возможна при использовании качеств клиента как его сильных сторон. Методики выбираются под запрос клиента, в зависимости от того, что именно в его жизни доставляет ему страдание, и степени его готовности к изменениям. При отсутствии готовности отказываться от позиции созависимости в отношениях возможно направить психотерапевтическую работу в сторону изменения объекта слияния: от конкретного человека или группы людей до объекта, который поддается прогнозированию и контролю. Примером таких объектов является занятия творчеством, увлеченность хобби или профессией. В случае сильно выраженного у клиента желания защищать или спасать, возможно направить работу на переключение этой позиции на самого себя. Примером работы в этом случае является использование классической методики наблюдения клиентом за своим запросом со стороны, как если бы клиентом являлся другой человек, с предложением оказать себе помощь, если возникнет такое желание. Таким образом решается несколько психокоррекционных задач:

  • используется как ресурс стремление человека помогать другим;
  • снижается сопротивление к непосредственной работе с собственными проблемами;
  • из-за использования диссоциативной техники снижается острота переживаний и становится доступным рациональный анализ ситуации;
  • появляется мотивация на работу с собой, личной историей и чувствами;
  • ответственность за решение запроса передается клиенту.

 

Библиографический список

1. Бохан Н. А. Психология зависимости и созависимости у женщин из аддиктивных семей / Н. А. Бохан, И. Я. Стоянова, Л. В. Мазурова. — СПб.: Изд-во Иван Федоров, 2011. — 152 с.

2. Егоров А. Ю. Нехимические зависимости. СПб: Речь, 2007. — 190с.

3. Емельянова Е. В. Кризис в созависимых отношениях. Принципы и алгоритмы консультирования. СПб: Речь, 2008. — 366 с.

4. Морозова Г. В. Созависимость. Модель феномена и практика психокоррекции. Ульяновск: УлГПУ, 2009. — 139с.

5. Москаленко В. Д. Созависимость: характеристики и практика преодоления. Лекции по наркологии. 2-е изд., перераб. и расш. / Под ред. чл.-кор. РАМН проф. Н. Н.Иванца. — М.: Нолидж. — 2000. — С. 365—405.

6. Петрова Е. А. Созависимость у специалистов помогающих профессий: монография. НовГУ им. Ярослава Мудрого. — Великий Новгород : [б. и.], 2010. — 98 с.

7. Смелянец Ю. В. Механизмы прерывания контакта у созависимых пациентов //Журнал практического психолога, 2009, №3, с. 130—142.

8. Шаповал И. А. Созависимость как жизнь: моногр. М.: Университетская книга, 2009. — 240 с.