Гронский А. В. Метод фокусирования Ю. Джендлина и факторы эффективности психотерапии

МЕТОД ФОКУСИРОВАНИЯ Ю. ДЖЕНДЛИНА И ФАКТОРЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПСИХОТЕРАПИИ

Гронский А. В.
Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский универститет ГБОУ ВПО НГМУ Минздравсоцразвития России, к.м.н., г. Новосибирск

 

Начиная с шестидесятых годов XX века, исследователей интересовали факторы, влияющие на эффективность психотерапии. На основе опроса авторитетных психотерапевтов был составлен рейтинг таких факторов (Beitman, 1989). Первое место в нем заняли личностные качества пациента, второе — личностные качества психотерапевта, а использование определенных методов психотерапии оказалось только на третьем месте.

Влияние личностных качеств пациента на исход психотерапии исследовалась Ю. Джендлиным. На основе анализа записей психотерапевтических сессий Джендлин пришел к выводу, что пациенты, извлекавшие пользу из психотерапии, изначально обладали навыком прислушиваться к неясным ощущениям, возникающим на уровне тела, и прояснять для себя их значение. Он назвал этот навык термином «фокусирование», и создал методику, позволяющую обучать ему. Джендлин назвал переживания, которые проявляются во время фокусирования «чувствуемыми ощущениями». Они качественно отличаются от обычных физических ощущений и эмоций. Джендлин предполагал, что эффективность любого психотерапевтического воздействия зависит от того, насколько оно способствует соприкосновению пациента с этими переживаниями.

Гипотеза Джендлина открывает перспективу для новых эмпирических исследований. Во-первых, действительно ли во всех случаях осознавание чувствуемых ощущений способствует улучшению самочувствия и жизнедеятельности пациента, а если нет, то в каких именно оно является полезным? Во-вторых, каким должен быть оптимальный терапевтический порядок переживания чувствуемых ощущений в зависимости от типа клиента? В-третьих, с помощью каких механизмов различные психотерапевтические методы способствуют этому процессу?