Булычева А. Е. Супервизия как потребность профессионального сообщества в сфере образования

СУПЕРВИЗИЯ КАК ПОТРЕБНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СООБЩЕСТВА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Булычева А. Е.
Методист Лингвоцентра «АВС», г. Новосибирск

 

Практика супервизии профессиональной деятельности специалистов, работающих в профессиях, предполагающих взаимодействие типа «человек-человек», достаточно широко распространенная в западном мире, в России только начинает внедряться.

Необходимость внедрения данной практики первыми осознали психологи: потребность в супервизии осознается как внутренняя потребность профессионального сообщества, поскольку она непосредственно связана с проблемой качества оказываемых услуг — психологи определенно идентифицируют себя со сферой услуг. В настоящее время потребность в супервизии осознается преимущественно в рамках конкретных модальностей. Вместе с тем, активно формируется направление полимодальной супервизии. [4]

Что касается специалистов сферы образования, идентификация со сферой услуг у них практически отсутствует, сервисная функция образования не рефлексируется профессиональным сообществом. Напротив, сообщество сопротивляется выведению данной проблематики в сферу осознавания, ведь традиционно образование в России ориентировано на выполнение госзаказа по подготовке специалистов (что, собственно говоря, тоже можно определить как реализацию сервисной функции).

В настоящее время сервисная функция образования детерминируется несколько иначе: на формирование направленности образовательной деятельности гораздо большее влияние стали оказывать потребности прямых потребителей образовательных услуг — студентов (если речь идет о высшем образовании) и родителей учащихся (в случае со школьным образованием). Таким образом, прямой потребитель образовательных услуг приобретает большее влияние во взаимодействии субъектов образовательной деятельности. Описанная ситуация не столько осознается как реальность взаимодействия, сколько отреагируется профессиональным сообществом.

Представляется важным обратить внимание профессионального сообщества сферы образования на необходимость выведения в сферу осознания новых проблем, возникших как следствие трансформации пространства образовательной деятельности. За последние 20 лет оно претерпело существенные структурные и функциональные изменения, в результате которых сформировалось определенное конкурентное поле, успешность в конкуренции стала осознаваться как ценность.

Для достижения успеха в конкурентной среде большое значение имеет качество взаимодействия специалистов (профессионалов) со всеми субъектами системы деятельности (для системы образования можно предложить следующую категоризацию субъектов деятельности: государство, общество в целом, работодатели, организации (школы и вузы), профессиональное сообщество (учителя и преподаватели), непосредственные потребители услуг (учащиеся, родители)). Преподавателям, как исполнителям заказа, при этом имеющим собственные потребности, важно грамотно выстраивать диалог (коммуникацию) с другими субъектами деятельности, адекватно воспринимать коммуникативные послания потребителей и заказчиков.

В настоящее время можно говорить о недостаточно качественном понимании друг друга субъектами образовательной деятельности в ходе взаимодействия. Поскольку недостаточно высокое и не удовлетворяющее потребности субъектов качество взаимодействия не осознается, а преимущественно отреагируется различными способами, отсутствует реальная возможность предпринять конструктивные действия в плане нормализации диалога.

Отреагирование неосознаваемых проблем, возникших в результате системных изменений сферы образовательной деятельности, способствует, в частности, повышению уровня эмоционального выгорания специалистов. Ведь, как известно, помимо психологических, существуют еще и системные детерминирующие факторы профессионального выгорания. Кроме того, эмоциональное выгорание имманентно присуще образовательной деятельности, поскольку специалисты находятся в тесном и эмоционально-насыщенном контакте с предметом труда (Фрейденберг, 1974г.) [3] По данным исследований, процент специалистов сферы образования среди лиц, имеющих СЭВ, наиболее высок (20% в общей картине) (Graceffa C., et all., 2007). [3]

Таким образом, заинтересованность в повышении качества взаимодействия субъектов образовательной деятельности существует как со стороны специалистов (борьба с профессиональным выгоранием), так и со стороны вузов (повышение конкурентоспособности через повышение качества оказываемых образовательных услуг). Более того, в повышении качества взаимодействия (как необходимого условия повышения качества услуг) заинтересованы непосредственные потребители образовательных услуг.

Представляется, что необходимо более четкое осознание системы образовательной деятельности как пространства коммуникации, взаимодействия, диалога. Важно укрепление позиции профессионального сообщества в этой системе взаимодействия. Для достижения обозначенных целей представляется важным усиление аналитической составляющей рассматриваемой системы деятельности. Для сферы образования актуально осознание необходимости (внутренней потребности) внедрения внутрисистемного рефлексивного элемента деятельности. Таким элементом системы деятельности вполне могут стать супервизоры, обладающие системным видением и выполняющие аналитическую функцию. Внешний супервизор (представляющий исключительно интересы заказчика, например, государства или работодателей) вряд ли может способствовать решению обозначенных проблем.

Супервизия представляет собой не только инструмент преодоления профессиональных затруднений и способ профилактики эмоционального выгорания, но и является показателем ответственности профессионального сообщества перед обществом.

 

Библиографический список

1. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. — М., 1999.

2. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Водопьянова, Е. Старченкова. — 2-е изд., перераб. — М. [и др.] : Питер, 2009 [т. е. 2008]. — 336 с.

3. Ласовская Т. Ю. Оценка структуры и уровня психоэмоционального выгорания у лиц помогающих профессий. / Текст доклада на II Съезде психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области «Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии. Перспективы развития» (28.03— 2.04.2012)

4. Лях И. В. Супервизия практики. Полимодальная супервизия. Экспертные функции супервизора. / Текст доклада на II Съезде психотерапевтов, психологов и консультантов Новосибирской области «Экспертные знания в консультировании, психологии, психотерапии и психиатрии. Перспективы развития» (28.03— 2.04.2012)

5. Маслач К. Профессиональное выгорание [Электронный ресурс]: как люди справляются / К. Маслач. — Электрон. дан. — Режим доступа: http://hr.qetu.net/pages/professional_noe_vygoranie_kak_lyudi_spravlyayu.... —Основано на версии, датир.: 2011, окт., 27.

6. Мертон Р. К. Явные и латентные функции // Американская социологическая мысль: Тексты / Под ред. В. И.Добрешкова. — М., 1996.

7. Назарова С. Супервизия как средство предотвращения профессиональной деформации специалистов / С. Назарова // Социальная педагогика, 2007.

8. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия: Монография / Под ред. М. Н.Певзнера, О. М.Зайченко. — Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Институт образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002. — 316 с.