Ковалев С. Э. Психологизация образования: итоги и перспективы

Ковалев С. Э. к.пс.н., доцент, зав. кафедрой управления и качества образования АО НЦПК «Орлеу» ИПК ПР по ВКО, доцент кафедры психологии и коррекционной педагогики ВКГУ им. С. Аманжолова, член-корреспондент МАПН, профессор РАЕ.

 

Психологизация образования: итоги и перспективы

 

В конце 80-х-начале 90-х годов 20 века психологическая наука начала свой путь вхождения в содержательное поле жизни. Термин «психологизация», озвученный профессором А. Г. Асмоловым, означал, что в практику повседневной жизни начало входить опыт психологического мышления и культуры. Практика жизни стала обозначаться терминами психологической науки как опыт восхождения к психологическим основаниям в миропонимании. С тех пор прошло уже более 25 лет и возникает культурологическая потребность подвести итоги психологизации и обозначить границу существования практики. Психологизация затронула все сферы общественной и профессиональной жизни. Это сфера образования, сферы различных услуг, сфера судебного и исполнительного производства, сфера кадрового менеджмента и управления в бизнесе, сферы функционирования государства, государственной службы, политических партий, политического и избирательного процесса и прочее. Психологизация проникает в различные слои общественной и социально-экономической жизни. Одной из важнейших сфер общественной жизни является система образования, влияние которой имеет решающее значение для всей палитры перспектив социально-экономического развития. Именно реформы, осуществляющиеся в системе образования, обеспечивают в перспективе социально-экономический рост.


В практике жизни реализуется системные процессы усложнения. Усложняется как структура самой практики, так и системность мышления. Человек все больше включает в практику жизни осознанные компоненты картины мира. При этом сам мир становится более контролируемым и включенным в интеллектуальные процессы принятия решений. Среди прочих факторов в структуры системного мышления входят факторы человеческого сознания, деятельности и поведения. Таким образом, мир «очеловечивается» и становится человекоразмерным. В системе образования человекоразмерность всегда была и является основной системной характеристикой, только степень учета человекоразмерных факторов был всегда различным. В условиях реализации, например, информационной модели образования человекоразмерность сводится к формированию картины мира и когнитивных информационных единиц. В этой системе не нужен весь сложный комплекс человеческого поведения и деятельности. В информационной модели нет субъектного опыта, есть просто ассоциативные единицы в виде знаний. Сознание в этой модели имеет плоскостную форму. То есть оно статично и выполняет лишь функцию отражения. В деятельностной, смысловой, личностно-орентированной модели образования человекоразмерность обретает более сложные черты. Взаимодействие педагога, родителей и учащихся как субъектов многократно усложняет качество взаимодействия. Плоскость двухмерна, вектор становится трехмерным и в нем заложена параметры бесконечного числа плоскостей. Субъект и взаимодействие субъектов создает многократно усложненную модель, она становится объемной и сетевой. В системе образования реализуется переход к новой парадигме образования, когда взаимодействие и творческий поиск самореализующихся субъектов становится основным фактором личностного развития всех. На сегодняшний день только в такой модели могут реально развиваться компетенции. В последние годы в Казахстане и на всем постсоветском пространстве сформировался общественный заказ на кардинальное изменение в качестве профессиональной и жизненной активности. В обществе становятся все более востребованными граждане с выраженной субъектной позицией и более высоким уровнем жизненной активности. Другими словами, обществу нужны люди с качествами предпринимателя, его существенной психологической характеристикой является инициативное поведение.


В настоящий момент в образовательной культуре Республики Казахстан сложились две позиции, которые отражают различные парадигмы образовательной политики и соответственно средств диагностики образовательных результатов, в том числе в системе повышения квалификации. Одна позиция основана на информационной модели образования, суть которой заключается в создании информационных тестов, измеряющих «знание-незнание». Другая основана на компетентностной модели, суть которой заключается в создании таких продуктов образовательной деятельности (микро-уроков, мини-презентаций и др.), которые отражают уровень сформированности компетенций педагогов и учащихся. Мы считаем, что если мы строим компетентностную модель образования, то средства диагностики образовательных результатов должны иметь также компетентностную природу. То есть необходимо создавать такие диагностические комплексы, которые вплетены в исследовательский поток и в повседневную профессиональную деятельность. То есть тест, основанный на принципах компетентностного образования, должен иметь форму профессиональной или исследовательской пробы, и быть минипроектом целостного деятельностного цикла.

 

Итоги психологизации в системе образования Республики Казахстан:

  1. Смена ценностей в системе образования и переход от «информационной модели» в образовательной политики к «личностно-ориентированной». Ценности энциклопедизма, информирования и передачи знаний как целей образования окончательно заменены на ценности деятельностного подхода в обучении, функциональной грамотности, исследовательских умений и навыков, проектных технологий, критического мышления и другие.
  2. Государственные стандарты в Республике Казахстан имеют принципиально иное содержание, основанное на мировой практике личностно-ориентированного развития и функциональной грамотности. В частности, например, внедрение нового ГОСО в системе дошкольного воспитания и обучения и Типовой программы создает предпосылки для эффективного личностного развития дошкольников.
  3. Трансформация позиций в отношениях учителя и ученика привела к внедрению так называемого «субъект-субъектного» подхода. Ученик в современных действующих образовательных технологиях реализуется как субъект жизни и собственного самосовершенствования.
  4. Педагог начал выход из традиционной модели профессиональной деятельности, основанной на идее «образование на всю жизнь» к модели «образование через всю жизнь», педагог становится субъектом собственного самосовершенствования и развития, что становится ключевым фактором смены парадигмы повышения квалификации и личностного развития учителя.
  5. Социально-психологические службы в организациях образования заняли достойное место в спектре услуг. Педагоги-психологи реализуют много задач социально-психологического сопровождения всех субъектов образовательных процессов, в том числе такие сложные задачи как профилактика аутоагрессивного поведения учащихся, просуицидальное поведение взрослых, психологическое сопровождение и технологии борьбы с деструктивным влиянием деструктивных аккаунтов в социальных сетях и др.
  6. Активно функционируют государственные и негосударственные Центры социально-психологического сопровождения семьи и школьников, телефоны доверия и конструктивные аккаунты в социальных сетях и др.
  7. Педагоги-психологи организаций образования начали осваивать практики социально-психологического консультирования и психотерапии в рамках таких модальностей как динамическая психотерапия, гештальт-терапия, АРТ-терапия, телесно-ориентированная психотерапия, метафорические ассоциативные карты, сказкотерапия и пр. Освоение этих практик выводит деятельности психологов на качественно иной уровень, эффективность и целевая ориентация при использовании сертифицированных технологий, признанных в мировом сообществе, возрастает многократно.
  8. Достойное место в системе образования начали занимать вопросы социально-психологического сопровождения внедрения инклюзивного, специального образования и развития школьников с особыми образовательными потребностями. Их диагностика, коррекция и психотерапия стала важным фактором успешности образовательной политики в сфере инклюзивного образования.
  9. В отборе и сопровождении одаренных детей окончательно стал приоритетным процесс выявления особых способностей у детей в естественной образовательной среде, а так же через участие школьников в различных конкурсах и олимпиадах. Метод проектов стал ведущей ценностью в творческом развитии одаренности.

 

Задачи и перспективы психологизации образования в Республике Казахстан:

  1. Завершение обновления содержания образования на принципах деятельностного образования, функциональной грамотности, развития у школьников исследовательских умений, проектных технологий, критического мышления и т.д.
  2. Создание, сопровождение и измерение содержательных стандартов образования, основанных на парадигме «личностно-ориентированного» образования. Создание модели мониторинга результативности такого образования на основе соответствующих критериев. Внедрение модели критериального оценивания.
  3. Завершение процессов повышения квалификации учителей на основе принципов обновленного содержания образования и изучение её результативности. Становление в образовательных организациях модели деятельности педагога-тренера, сопровождающего личностное развитие школьников.
  4. Завершение процессов повышения качества деятельности школьных социально-психологических служб через повышение квалификации педагогов-психологов по международным стандартам психологического консультирования и психотерапии в рамках психотерапевтических модальностей.
  5.  Становление в регионах службы супервизии социально-психологических услуг через создание механизмов управления конфликтами и внедрение этических стандартов в деятельности психологов и психотерапевтов.
  6. Повышение качества социально-психологического сопровождения инклюзивного и специального образования через повышение эффективности коррекционного процесса.

 

Литература:

  1. Ковалев С.Э. Тенденции системного усложнения структуры психологической практики в динамике клиентского запроса.// В сб. Современные психологические технологии как средство повышения эффективности социально-психологической помощи: материалы Международной научно-практической конференции / гл. ред. Ковалев С.Э. – Усть-Каменогорск, 2015, C. 33-43.
  2. Ковалев С.Э. Историческая трансформация профессиональной психологической культуры: классика, неклассика, постнеклассика.//
  3. Куземко Л.П. Решение проблем становления психологической службы как средство оптимизации профессиональной деятельности психолога.// В сб. Современные психологические технологии как средство повышения эффективности социально-психологической помощи: материалы Международной научно-практической конференции / гл. ред. Ковалев С.Э. – Усть-Каменогорск, 2015, C. 44-51.
  4. Левина Л.В. Актуальные проблемы современной практической психологии в Казахстане // В сб. Современные психологические технологии как средство повышения эффективности социально-психологической помощи: материалы Международной научно-практической On-Line конференции / гл. ред. Ковалев С.Э. – Усть-Каменогорск, 2016, C. 232-237.

 

Материал публикуется с разрешения автора.