Токарева Е. Г. Символдрама в группах коррекции детско-родительских отношений

СИМВОЛДРАМА В ГРУППАХ КОРРЕКЦИИ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ

Токарева Е. Г.
Психолог, обучающий терапевт по методу символдрамы, зам. директора ООО Психологический центр «Меридиан А», преподаватель НОУ ВПО «Новосибирский институт экономики, психологии и права», г. Новосибирск

 

Представляется опыт применения символдрамы (H. Leuner, Я. Л. Обухов) в группах коррекции детско-родительских отношений на примере анализа группы детей младшего школьного возраста, имеющих нарушения в психологическом развитии, и их мам. Ребенок 7—9 лет активно включается в игровую и познавательную деятельность, у него зарождается способность к анализу взаимоотношений, развивается активное воображение и произвольная регуляция, все это является показаниями к применению метода символдрамы в целях психокоррекции.

Специфика детско-родительской группы заключалась в сочетании символдрамы с игровой терапией, с ролевыми и настольными терапевтическими играми («Лепешка» Г. Хорна и др.), с авторскими методиками «Самоанализ системы воспитания» и «Самоанализ отношений ребенок—родитель». Родителям предлагались мотивы «Детство» и «Моя любимая игрушка», в паре ребенок—взрослый — мотив «Животные ходят друг к другу в гости», в общей группе — мотивы «Представить семью животных», «Детеныш и животное», «Дерево», «Цветок», на групповое взаимодействие — мотивы «Представить себя животными», «Пикник», «Праздничный стол».

Результаты стартовой и итоговой психологической диагностики показали значительное понижение по шкалам «маленький неудачник», «авторитарная гиперсоциализация» (Варга, Столин), «проекция на ребенка собственных нежелаемых качеств» (АСВ, Эйдемиллер, Юстицкий), что свидетельствует о большей степени удовлетворения потребностей ребенка и изменении стереотипов воспитания. По самоотчетам: отношения между родителями и детьми стали «более теплые и дружные», мамы стали выдвигать требования с учетом возраста и особенностей ребенка; снизилась агрессивность детей; изменилось их поведение, улучшилась успеваемость.