Византийская И.Ю. Интерпретация и оценка в коммуникациях

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ И ОЦЕНКА В КОММУНИКАЦИЯХ

 

Византийская И. Ю.

Термин интерпретация произошел от лат. interpretatio — истолкование, объяснение, перевод на более понятный язык. В коммуникации интерпретация — неочевидный способ понимания, толкование чего-либо увиденного, услышанного, прочувствованного — сказанных слов, совершенных поступков или действий.

В человеческих коммуникациях, которые не бывают односторонними, процесс интерпретации несёт в себе активность того, кто интерпретирует. Подразумевается наличие системы воспитания, знаний, умений и сложившихся схем интерпретирующего человека. Человек распознает некий сигнал, исходящий от другого человека, определяет его, обозначает и наделяет смыслом. Соответственно, поведение в коммуникациях корректируется в зависимости от сигналов, посылаемых другим человеком. Интерпретация говорит не только о смысле сказанного или сделанного, но и о том, кто интерпретирует.

Все мы родом из детства. Опыт токсических, травмирующих отношений в семье приводит к изменению качества толкования коммуникативных процессов. Травмированный человек с негативным опытом взаимодействия будет наделять сигналы от другого человека теми смыслами, которые соответствует его предшествующему опыту.

Центральную роль интерпретация играет в профессиональных коммуникациях. Интерпретации бывают директивные и свободные, изощренные и наивные, опережающие и сделанные задним числом.

В психотерапии процесс взаимодействия специалиста с пациентом включает разъяснение неясного или скрытого для пациента значения некоторых аспектов его переживаний и поведения. При этом психотерапевт делает неосознанные феномены осознанными, используя свое собственное бессознательное, эмпатию и интуицию, а также опыт и теоретические знания своей модальности [7].

Интерпретация является центральной процедурой психоанализа, основным инструментом психоаналитика. Процесс разъяснения неясного, скрытого для пациента значения каких-то аспектов его переживаний представляет собой определенную технику толкования значения симптомов, ассоциативной цепочки представлений, сновидений, фантазий, переноса, сопротивления.[4]

З. Фрейд писал: «Цель интерпретации состоит в том, чтобы сделать какое-то неосознанное психическое событие осознанным, чтобы мы смогли лучше понять значение данной части поведения» [16].

Р. Гринсон считает, что «сам термин «анализирование» есть краткое выражение, обозначающее некоторые приемы, способствующие возникновению инсайта». К таким приемам он относит интерпретацию, означающую «перевод в осознанное состояние бессознательного смысла источника, истории, способа или причины данного психического события» [6].

Дж. Арлоу пишет: «Интерпретация не представляет собой простого, прямолинейного процесса. Это процесс сложный, разворачивающийся в логической последовательности. Аналитик интерпретирует динамический эффект каждого фактора, который вносит свой вклад в бессознательные конфликты в психике пациента» [6]. Сколько существует психоаналитиков, столько может быть и интерпретаций, так как с каждым из них у одного и того же пациента будут складываться свои особые отношения.

Интерпретации групповых динамических процессов имеют свои особенности, поскольку динамический процесс имеет сложную и многослойную структуру. Предметом интерпретации могут быть процессы взаимодействия членов социальных групп между собой [13]. При коммуникациях в групповом процессе неизбежно включается чувственно-эмоциональная составляющая, т. к. «самыми разными гранями своей психики люди реагируют на окружающих».

На бессознательном уровне динамические процессы намного сложнее. Там, где коммуницируют хотя бы два человека, вероятно включение защитных психических механизмов, таких, как проекция, проективная идентификация, сопротивление, вытеснение и др. [10]. Эффективным инструментом в работе групп является отслеживание процессов, происходящих в группе и интерпретация причинно-следственных связей.

Полимодальная супервизионная группа представляет собой малую группу, в которой действуют законы, относящиеся к групповым процессам. Важные задачи ведущего — утилизация конкурентной динамики, работа с сопротивлением специалиста и группы. Основной инструмент в этой работе — интерпретация динамических процессов, происходящих в работе группы [10].

Задача супервизора отслеживать динамические процессы, интерпретировать естественные реакции, «создавать условия, стимулирующие проективную идентификацию участников со специалистом и препятствующие «заражению» клиентом. Важна дифференциация — ведущий должен понять, на что отреагировала группа — на психическое содержание клиента или на специалиста» [10].

Если говорить об оценке, то основное предназначение оценок всех типов связано с регуляцией и саморегуляцией любого акта взаимодействия человека с предметным миром, с другими людьми и обществом. В процессе коммуникаций человеком используются рефлексивные, управляющие и социальные оценки.

Термин «оценка» многозначен. Это единственное в русском языке слово, применяемое для обозначения и явления, и процесса, и результата. В «Словаре современного русского языка» приведено четыре значения оценки:

  1. оценка как действие;
  2. оценка как стоимость;
  3. мнение, суждение о качествах, характере;
  4. отметка, выставленная преподавателем.

В медицине система оценки больным своего состояния составляет «внутреннюю картину болезни». В психиатрии, например, первые нарушения состояния больного определяются по изменению оценок ситуации и поведения других людей (паранойя), отношения больного к себе (неврозы), самооценок своего состояния (ипохондрия).

В. П. Тугаринов подчеркивал: «Полученное безоценочным способом знание еще невозможно использовать на практике, так как человеку необходимо отделить полезное от вредного или бесполезного, произвести выбор между ними (в разной степени полезным или вредным), исходя из человеческих потребностей, целей, норм, идеалов, то есть произвести оценку. И лишь потом он может перейти к деятельности. Без предварительной оценки сознательная практика невозможна».

При восприятии любых объектов, не только человека человеком, необходимо наличие системы эталонов. В 1968 году А. Н. Леонтьев и Ю. Б. Гиппенрейтер писали, что «...восприятие объекта требует соотнесения получаемой прединформации с эталоном, который у человека хранится в обобщающих системах, имеющих языковую основу» [9].

При рассмотрении роли оценки в коммуникациях необходимо иметь в виду еще один феномен — это самооценка, которая является частью самосознания.

Самооценка — ценность, значимость, которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выступает не только как устойчивое структурное образование, компонент Я-концепции, но и как процесс самооценивания [2].

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворённости собой. В ситуации самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве. Результатом самооценки является либо констатация некоторых качеств, либо результат сопоставления этих качеств с эталоном, либо результат какого-то эмоционально-чувственного отношения [3].

Важно отметить прикладную значимость, которая связана с особой ролью оценочных действий в некоторых видах профессиональной деятельности. Речь идет об оценке как действии со специальной сознательной целью «оценить», которые человек совершает в процессе профессиональной деятельности.

Подобные оценки занимают значительную часть основного времени в коммуникациях учителя, администратора, врача, судьи. Более того, существуют профессии, основное содержание которых заключается в «производстве оценок» — это эксперты в разных сферах деятельности.

В групповой психотерапии, в которой процессы групповой динамики имеют важное терапевтическое воздействие, мы можем проследить процессы самооценки и взаимооценки и то разнообразное множество совпадений и несовпадений, которые дают неповторимую картину работы каждой группы.

В работе супервизионной группы имеют место параллельные процессы. Динамика группы, возникающая в процессе супервизии, сопровождается сравнением, сопоставлением, когнитивной и эмоциональной самооценкой состояния супервизора и каждого участника супервизионной группы как инструмента для реализации целей супервизии.

Если говорить об оценке, то наиболее экологичной процедурой работы является оценивание только по запросу специалиста, представляющего случай. Это один из важных способов обеспечения психологической, профессиональной безопасности.

С другой стороны — это процедура интерпретации случая участниками группы на этапе высказывания, интерпретация динамических процессов супервизором для утилизации конкурентной динамики в работе с сопротивлением специалиста и группы. Безусловно, большое значение имеет профессиональный опыт, эмпатия, интуиция супервизора, ведущего группу.

В профессиональных коммуникациях оценка является обоюдоострым предметом. С одной стороны — соблазн радикально оценить, чтобы вскрыть причину проблемы, с другой стороны — это реальная опасность нанести психотравму клиенту или специалисту на супервизии, «догнать и причинить непоправимое добро».

Важно отметить, что в профессиональной среде помогающих профессий большее значение имеют безоценочные суждения. Это необходимо для создания безопасной среды в профессиональных коммуникациях, во избежание психотравматизации, снижения самооценки специалиста и клиента. Важно помнить исходящий из глубины веков принцип «Primum non nocere» — прежде всего не навреди.