Чирцова А. В. Символдрама в работе школьного психолога с педагогами, учащимися и их родителями

СИМВОЛДРАМА В РАБОТЕ ШКОЛЬНОГО ПСИХОЛОГА С ПЕДАГОГАМИ, УЧАЩИМИСЯ И ИХ РОДИТЕЛЯМИ

Чирцова А. В.
Педагог-психолог высшей квалификационной категории МБОУ Средняя общеобразовательная школа № 109, г. Новосибирск

 

Психологическая работа в школе включает несколько направлений: диагностическое, консультационное, коррекционно-развивающее, экспертное, организационно-методическое, просветительское. Психологу необходимо охватить всех участников образовательного процесса — педагогов, учащихся, родителей. Для эффективной деятельности представляется важным принадлежность специалиста к какой-либо психологической школе, в данном случае деятельность психолога рассматривается с позиции метода, основанного на воображении, метода символдрамы.

Метод символдрамы помогает структурировать психологическую работу, позволяет оказать помощь педагогам и родителям в формировании запроса и адекватных ожиданий от психолога, предположить результат этой работы и достигнуть его.

В диагностической работе с учениками используются мотивы «Цветок», «Три дерева», в психокоррекционных занятиях — мотивы «Луг», «Ручей», «Гора», «Дом», «Опушка леса» и экспериментирование с «кататимными» предметами. Результат — повышение школьной успеваемости, улучшение эмоционального состояния учащихся. Применение «кататимных» предметов в семейном консультировании дает возможность быстро подойти к осознанию родителями проблем воспитания, сложностей взаимоотношений в семье, степени ответственности за детей.

Использование символдрамы помогает сформировать отношение к психологу как компетентному специалисту. Важным результатом работы с использованием метода символдрамы в школе можно считать изменение соотношения количества неконструктивных и конструктивных запросов, предъявляемых педагогами и родителями, приходящими на повторные консультации, в сторону увеличения последних.