Неженцева В. В. Мифы перинатальной психологии. Актуальность создания экспертного сообщества специалистов перинатальной психологии

МИФЫ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ. АКТУАЛЬНОСТЬ СОЗДАНИЯ ЭКСПЕРТНОГО СООБЩЕСТВА СПЕЦИАЛИСТОВ ПЕРИНАТАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Неженцева В. В.
Врач-психиатр, психотерапевт, перинатальный психотерапевт, действительный член ППЛ, г. Новосибирск

 

Термин «Перинатальная психология» получил своё распространение около 30 лет назад, ("рeri-" (греч.) — «расположение вокруг», "natus" (лат.) — «рождение». Под перинатальными процессами целесообразнее понимать всё, происходящее вокруг рождения, связанное с ним. Такое понимание позволяет инициировать в рамках перинатальной психологии не только изучение закономерностей возникновения и функционирования психики плода и новорожденного, но и мотивов зачатия, психологии беременных, сложных процессов, происходящих в системах «мать-дитя», «семья, ожидающая рождения ребёнка», «семья новорожденного».

В связи с тем, что перинатальная психология как наука, находится в междисциплинарном пространстве, в ней существует большая вероятность формирования разнообразных мифов. Мифы чаще всего встречаются в связи с однобоким эклектически-дилетантским или редукционистским взглядом на проблемы, с которыми сталкивается диада «мать и дитя» на всех этапах своего развития. Соответственно срокам можно выделить:

Пренатальные мифы (беременности)

Натальные мифы (мифы родов)

Постнатальные мифы: ранние (до 7 дней) (мифы новорожденных, мифы первых дней), переходные (от 7 дней до 3-х месяцев, мифы грудного вскармливания, мифы ухода за новорожденными), раннего развития (до 1 года), зрелые (до 3-х лет, завершение диадических отношений).

Выводы: Идентификация мифа и нарушенных диадных отношений, приводят к восстановлению полноценных эмоциональных и телесных отношений в системе. Популяризация знаний в междисциплинарном пространстве, формирование экспертного профессионального сообщества и система государственной поддержки материнства, также способствует демифологизации сознания населения. В случаях, если специалисту не удается сформировать адекватные рекомендации, и он испытывает затруднения в работе с конкретной «диадой», ему необходима супервизия: индивидуальная или групповая, для восстановления собственной идентичности и предотвращения триангуляции.