Тырышкина Е. И. Использование мотива «цветок» для установления контакта с ребенком

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОТИВА «ЦВЕТОК» ДЛЯ УСТАНОВЛЕНИЯ КОНТАКТА С РЕБЕНКОМ

Тырышкина Е. И.
Начальник научно-методического отдела МБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения «ДАРС», г. Бердск

 

От первого контакта с клиентом во многом зависит эффективность психологической помощи. Если взрослые обращаются к психологу уже мотивированными на работу по решению своей проблемы, то у ребёнка может проявляться протестная реакция, нежелание вступать в контакт с психологом. Ведь его могут привести и помимо его желания.

Аню (10 лет) на приём к психологу привела мама по направлению от детского психоневролога. Запрос: снятие психоэмоционального напряжения.

Мама сидит дома, двое детей. Муж работает. В семье отношения на грани развода. Мама — напряжённая, неэмоциональная, опекающая, контролирующая, жаловалась: «девочка стала агрессивна, неуправляема, хуже учиться, конфликтует с одноклассниками, раньше была одной из лучших учениц».

На первый сеанс Аня в кабинет зашла робко, смотрит в сторону, отвечает односложно. Своим поведением демонстрировала отказ от работы с психологом. На вопрос любит ли она фантазировать и рисовать, Аня ответила утвердительно.

Для работы был предложен мотив «Цветок», представился образ цветка-огня. Цветок то уменьшался в размерах и закрывался, то увеличивался и раскрывался. При описании цветка, Аня улыбается: «Красивый… Стебель коричневый, деревянный, потрескивает, когда цветок раскрывается, потому что сердцевина становится горячей… Похоже на костёр, когда сидят возле него, он потрескивает, тепло… Легко и свободно...»

После сеанса сделала рисунки цветков — закрытого и открытого. Открытый цветок яркий, похожий на пламя. После проработки мотива «Цветок» девочка стала охотнее разговаривать, улыбается.

Работа с «кататимным» образом позволила установить контакт с девочкой, она стала охотнее разговаривать, улыбаться, и сформулировать гипотезу по поводу психоэмоционального напряжения ребенка.