Правила профессиональной супервизионной группы

ПРАВИЛА

Проведения профессиональной полимодальной супервизионной группы

Цель группы:

- Повышение профессионального уровня участников группы.

 

Задачи:

- Проведение профессиональной групповой супервизии;

- Оказание помощи и поддержки участникам в их профессиональном росте;

- Создание атмосферы для профессионального роста и развития участников группы;

- Приобретение и развитие опыта профессионального супервизирования участниками группы.

 

Предмет работы группы:

- Затруднения в профессиональной деятельности специалиста.

Группа может быть активным ядром профессионального сообщества; центром профессионального общения; местом обмена инновационными идеями, сведениями организационного и юридического характера и любой другой профессиональной информацией.

 

Форма проведения:

- Группа открытая, с одним ведущим.

Если группа большая, то формируется два круга участников. Вход в любой из кругов свободный и определяется специалистом, предоставляющим случай по согласованию с ведущим. Продолжительность работы группы – 2,5 - 3 часа с одним перерывом.

 

Внутренний круг:

- Состоит из участников с опытом работы.

К ним могут присоединяться студенты и желающие при условии соблюдения правил группы.

 

Внешний круг:

- Состоит из желающих участвовать в работе группы.

Во внешнем круге могут присутствовать студенты, клиенты, по договорённости со своим психотерапевтом и ведущим группы. В зависимости от необходимости форма проведения может быть изменена. Группа может работать в закрытом режиме (например, для обсуждения случаев этических нарушений). Ведущий группы сообщает о такой необходимости заранее.

 

Участники группы:

- Практикующие специалисты: психологи, психотерапевты, врачи, социальные педагоги, бизнес тренеры, консультанты, заинтересованные в повышении своего профессионального уровня, личной эффективности.

Ведущим группы может быть аккредитованный, сертифицированный, действительный супервизор; специалист, обладающий большим практическим опытом; участник программы «Супервизор», освоивший теорию и навыки ведения группы; опытный участник группы по договорённости всех участников группы (интервизор).

 

Правила приёма в группу:

- Добровольность, согласие с принципами и правилами работы группы, наличие активной практики в настоящее время.

При необходимости изменения состава участников, решение принимается ведущим группы.

Принципы работы:

- Соблюдение этики профессионального сообщества.

В своей работе группа опирается на этические нормы специалистов помогающих профессий.

- Конфиденциальность и анонимность.

Все участники группы берут на себя обязательство не обсуждать происходившее на группе вне группы и не разглашать информацию личного характера о клиенте, специалисте и участниках группы. Информация, прозвучавшая на группе, может обсуждаться только с участниками группы. В целях соблюдения безопасности и анонимности для клиента участник группы, предоставляющий случай, меняет данные личного и профессионального характера, а также любые другие данные, позволяющие опознать клиента, пациента.

- Работа на запрос специалиста.

Работа группы направлена на удовлетворение запроса участника, предоставляющего случай. Группа стремится работать в рамках проблем, заявленных супервизирующимся. Расширение рамок работы возможно только при осознанном согласии участника, предоставляющего случай на супервизионное рассмотрение. Ведущий следит за соблюдением работы в рамках запроса.

- Осознанность.

Осознанное понимание процессов консультирования, психотерапии их вербализация – дорога к профессиональному росту. В фокусе внимания группы и обсуждения с участием всех членов группы может оказаться любой процесс, происходящий на группе и связанный с группой.

- Ответственность.

Участники группы принимают на себя всю полноту ответственности за свои действия и их последствия в рамках работы группы и вне группы.

 

Правила работы группы:

- Правило конфиденциальности и анонимности.

Ведущим группы и участниками прекращаются любые действия, способные повлечь нарушение принципа конфиденциальности. Запись ведётся только с разрешения участника, предоставляющего случай к рассмотрению. Мобильные телефоны отключаются. Участникам рекомендуется спрашивать разрешение клиента, пациента на предоставление случая к супервизионному рассмотрению. В случае невозможности получения этого разрешения (уход клиента, удалённость контакта и т. д.) специалист принимает меры к сохранению анонимности для клиента, пациента. Анонимность и конфиденциальность это ответственность специалиста предоставляющего случай к рассмотрению. В ситуации очного супервизирования – её разделяют все участники группы. На период предоставления супервизионного случая группа закрывается.

- Правило стоп.

Участник группы имеет право прервать обсуждение вопроса в случае его болезненности или нарушения принципов группы. Участники внутреннего круга могут вывести из состава группы любого члена нарушающего правила группы.

- Правило ведения.

Участник, предоставляющий случай к рассмотрению, приобретает права ведущего группы. Он может приглашать во внутренний круг из внешнего, удалять из внутреннего других участников, определяет уровень работы, контролирует соблюдение правил группы, формирует заявку, следит за временем.

- Правило расшифровки термина.

В случае употребления участником группы термина, непонятного другому участнику внутреннего круга, он может попросить его расшифровать или заменить другими словами.

- Правило соблюдения заявки.

Участники стремятся выполнять заявку супервизирующегося и задавать вопросы, позволяющие получить информацию, необходимую им для ответа на запрос.

Оценка качества работы производится исключительно по запросу специалиста, предоставляющего случай.

- Правило задавания вопросов.

Если в вопросе есть скрытые и открытые утверждения, вопрос может сниматься с обсуждения. Ведущий следит за соблюдением правила. При необходимости может остановить обсуждение.

- Роль ведущего группу супервизора.

Ведущий группу супервизор следит за соблюдением правил группы. Обращает внимание группы, если правила нарушаются или возникает опасность их нарушения. Помогает предоставляющему случай соблюдать рамки времени, этические нормы, цели и этапы работы группы, интерпретирует динамику группы.

 

Варианты работы группы:

  1. Супервизия.

Основной вариант работы группы. Группа создана с целью оказания и получения супервизионной помощи, поддержки специалиста в сложных для него ситуациях. Направлена на повышение качества работы специалиста.

  1. Презентация.

Рассмотрение случая успешной работы. Презентующий предлагает случай к рассмотрению с целью демонстрации интересных и эффективных моментов работы. В группе обсуждаются процессы и результаты работы с клиентом, пациентом. Также к презентации допускаются осознанные случаи неэффективной работы для предотвращения повторения.

  1. Очная супервизия.

Работа с клиентом, пациентом в присутствии или при участии группы. Осуществляется по предварительной договорённости с ведущим.

  1. Круглый стол.

Обсуждение актуальной для профессионального сообщества темы. Ведущим круглого стола является ведущий группы.

 

Этапы работы группы:

- Представление участников;

- Отбор заявки на работу. Определение варианта работы, последовательности и времени выполнения;

- Представление случая;

- Этап вопросов;

- Этап высказываний участников, который завершается высказыванием ведущего;

- Этап обратной связи. Участник, предоставлявший случай, даёт обратную связь в отношении высказываний других участников;

- Завершение. При необходимости ведущий завершает рассмотрение случая интерпретацией групповой динамики.

 

Уровни работы группы:

  1. Клиентский.

Внимание группы сосредотачивается на клиенте, пациенте и процессах, с ним происходящих. Обсуждаются мнения, сформированные на основании представленного случая. Предлагаются варианты работы с клиентом, пациентом.

  1. Супервизионный.

Внимание группы сосредотачивается на процессе консультирования, психотерапии, взаимодействии между клиентом и консультантом, психотерапевтом, способам и результатам работы. Обсуждаются возможности улучшения качества работы данного специалиста с данным клиентом, пациентом.

  1. Личностный.

Во внимание попадают все возможные затруднения, проблемы специалиста, отражающиеся на качестве его работы.