ОСОБЕННОСТИ ПРОИЗВОДСТВА
СУДЕБНОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ ПО ДЕЛАМ
ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА РЕБЕНКА
Лысов А. А.
Судебный психолог-эксперт, г. Новосибирск
В настоящее время в сфере гражданского судопроизводства отмечаются тенденции к увеличению количества дел касательно определения места жительства ребенка в связи с разводом родителей и порядке осуществлении родительских прав при раздельном проживании родителей. Согласно семейному кодексу РФ, а именно п. 3 ст. 65 СК РФ и ст. 57 СК РФ одними из обстоятельств, подлежащих обязательному учету судебными органами являются привязанность ребенка к каждому из родителей, отношения между ребенком и родителем. С другой стороны обязательному учету подлежат индивидуально-психологические особенности родителей с целью исключения негативного воздействия на ребенка. Данные обстоятельства обуславливают необходимость проведения в таких случаях судебной психологической либо комплексной судебной психолого-психиатрической экспертизы. Данный вид экспертиз в практике судопроизводства нашей страны является относительно новым и недостаточно разработанным как в плане методологии так и в плане организации экспертиз такого рода. Одной из проблем является недостаточное понимание органов судопроизводства особенностей и тонкостей психологической экспертизы ребенка и его родителей, что зачастую приводит к неверным или недостаточно точным формулировкам вопросов к экспертам, а так же не совсем верное определение круга задач, решение которых позволит достичь максимальную эффективность судопроизводства и защитить законные интересы ребенка в полной мере. Специалисты института им. В.П. Сербского, занимающиеся разработкой данных вопросов указывают, что основным экспертным понятием при производстве СПЭ по таким делам является не выяснение тех обстоятельств, которые обеспечат благополучие ребенка, а диагностика возможного негативного влияния на психику ребенка индивидуально-психологических особенностей родителей и их психического состояния (Ф.С. Сафуанов, Н.К. Харитонова, Н.К. Вострокнутов, Русаковская О.А.), то есть определение рисков возникновения неблагоприятных факторов. В связи с этим определяется круг задач, решаемых экспертами при проведении экспертиз такого рода. К таким задачам можно отнести оценку психического состояния ребенка, диагностику его индивидуально-психологических особенностей и особенностей уровня его психического развития, диагностику отношения ребенка к каждому из родителей и другим членам семьи, диагностику индивидуально-психологических особенностей каждого из родителей, особенностей их отношения к ребенку, особенностей воспитания с целью выявления патологизирующего стиля воспитания, прогностическую диагностику особенностей психического развития ребенка в ситуации его воспитания каждым из родителей, диагностику поведения ребенка и способности к принятию решений с учетом конфликтных ситуаций в семье и собственно ситуации развода родителей. Последний аспект является весьма немаловажным, так как в большинстве случаев происходит негативное индуцирование со стороны одного из родителей против проживания либо общения с другим. Для решения данных задач при производстве экспертизы должны использоваться как клинико-психологические методы, включающие психологический анализ материалов гражданского дела, так и наблюдение, направленная беседа и экспериментально-психологическое исследование. При проведении последнего психолог должен использовать как патопсихолгические, так и психометрические и проективные методики, направленные на диагностику уровня развития познавательных процессов ребенка и особенностей детско-родительских отношений. Так же при проведении исследования необходимо учитывать психотравмирующий характер и степень травмирующего влияния на психику ребенка ситуации развода. Подводя итоги можно сказать, что назначение судебной психологической экспертизы, привлечение грамотных и квалифицированных специалистов, грамотная формулировка экспертных вопросов и задач судебными органами позволят повысить качество судебных решений по делам об определении места жительства ребенка и определении порядка общения с родителями и максимально соблюсти принципы, определяемые семейным кодексом Российской Федерации.