Воробьева Н.П. Психотерапевтическая функция идеологии и нравственных ценностей в современном мире

ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ ИДЕОЛОГИИ

И НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

 

Воробьева Н. П.

В современном мире со сложной динамикой социальных и межличностных отношений особую актуальность приобретает психолого-психотерапевтическое сопровождение различных социальных групп общества. В условиях капиталистического экономического уклада, несущего всевозможного характера стрессы и конфликты, человек не должен быть оставлен без профессиональной помощи представителей соответствующих специальностей. Наиболее близкими к потребностям человека оказываются профессионалы гуманитарных специальностей — психологи, философы, преподаватели русского языка и литературы.

Проблематика духовного здоровья человека непосредственно касается профессиональной области психологии и философии. Духовные ценности, выработанные многовековой мировой и российской национальной культурой имеют большое значение в первую очередь для сохранения морального, а значит, и физического здоровья. Более того, само здоровье и счастье человека считаются первоочередными ценностями для человека.

Каковы же духовные ценности, наиболее важные для духовного здоровья человека? В первую очередь можно назвать справедливость, уважение личности, свободу, определенные права (право на самовыражение, например) и обязанности (студент должен вовремя сдавать отчетность, например). Особое место в жизни общества занимает идеология. Современный смысл идеологии должен указывать на признание обществом определенных моральных, правовых, религиозных и других ценностей как духовных ориентиров в социальном развитии.

Современное же общество бросило человека на произвол судьбы. Ставка в экзистенции человека поставлена исключительно на материальные ценности, и ценность самого человека определяется его финансовой состоятельностью. Общество без идеологии имеет символический смысл — каждый живет, как хочет и может. Наличие же идеологии означает, что общество есть живой организм со своей целью, идеалами, идеями, надеждой и перспективой развития.

Почему так важно и обществу и человеку постоянно обращаться к духовным ценностям? Духовные ценности являются экзистенциалами для жизни человека, то есть наполняют его жизнь смыслом и значением и формируют духовность человека как основу духовной жизни.

Человек является духовным существом, социальным по своей природе, имеющим материальную оболочку. Духовность человека есть следствие наделенности его сознанием, а значит и свойством рефлексивности. Рефлексивность как размышления о том, какой я, что во мне позитивного и что негативного, как начало духовной жизни, наполняет жизнь человека и делает ее в той или иной мере гармоничной. Русский религиозный философ С. Л. Франк (1877—1950), экзистенциальной психологической и философской направленности, обращал внимание в своей работе «Реальность и человек: метафизика человеческого бытия» на то, что внешний мир, если не безразличный, то все же второстепенный спутник подлинного бытия — внутренней жизни личности как самораскрывающейся реальности. Там, где отсутствует осознание этой реальности, — предостерегает философ, — происходит обезличение личности, ее духовное умирание, паралич, что характерно для нашей суетной эпохи.

Каким же образом внутренняя духовная жизнь одного человека связана с подобной внутренней жизнью другого человека? Не есть ли эта внутренняя реальность некая обособленная, для каждого человека отдельная, сфера внутренней жизни, оторванная от единой, общезначимой, для всех одинаковой реальности вселенского бытия? По С. Л. Франку, говорить о локализованности внутренней жизни человека внутри его тела нелепо и лишено всякого смысла. Душа, с одной стороны, как-то связана с индивидуальным телом и через эту связь косвенно локализована, а с другой стороны, по самому своему существу внепространственна или сверхпространственна.

Душа представляет собой, если использовать образ, своеобразную бесконечность, что-то, уходящее в неизмеримые бездонные глубины. Эта внутренняя бесконечная реальность немыслима иначе как в связи с чем-то иным, ему запредельным. По отношению к человеку его духовная жизнь является первичной реальностью, которой по самому ее существу присущ момент трансцендирования. Существо момента трансцендирования состоит в том, что человек не может иметь свое собственное бытие иначе как часть бытия вообще, выходящего за его пределы. Часть и целое всегда тесно взаимосвязаны друг с другом. Собственное бытие человека есть не что иное, как принадлежность общему бытию людей; основополагающая черта внутреннего бытия есть имманентно присущий ему момент трансцендирования — соучастия в бытии за пределами самого себя, с миром общечеловеческих духовных ценностей.

Таким образом, человек связан с другими людьми, с человечеством в целом, как часть общества. Внутренний мир человека связан с трансцендентным духовным миром — миром общечеловеческих ценностей. Внимание к первичному для человека внутреннему миру, миру духовных ценностей, формирование и развитие его есть залог духовного здоровья отдельного человека. Забота о духовном здоровье других людей, из иных профессиональных групп, забота о приверженности их к положительным, истинным ценностям, важно для всего сообщества людей из-за их связанности.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30