«НАЗВАТЬ ЗВЕРЯ ПО ИМЕНИ» ИЛИ ИСЦЕЛЯЮЩАЯ СИЛА СЛОВА
Ким В.
«Подобрать к чувствам слова
непросто»,- улыбнулся я.
«Все мы что-нибудь чувствуем.
Только мало кому удается сказать».
Харуки Мураками
Как происходит исцеление на консультации? На встречах важно и нужно говорить обо всем: о своих мыслях, чувствах, эмоциях, воспоминаниях, переживаниях. Важно проживать события не только «головой», но и телом, чувствами, эмоциями. В данной статье речь пойдет о роли слова в терапии.
Как часто показывает практика консультирования, впервые приходящему клиенту порой сложно о-звучить и о-значить свою проблему, свой запрос. И это связано не только с тем, что он не осознает «чего он хочет», но и с тем, что не может подобрать соответствующие слова, которые в точности бы передали смысл того, с чем он пришел, о чем он думает, чего он хочет. Клиент начинает путаться, запинаться в словах, мычать, молчать, в общем — напрягаться и тревожиться. Часто можно слышать от клиентов такие объяснения: «я вроде бы все понимаю, в голове есть мысли, но как сказать — не знаю».
На консультировании происходит, в том числе, и «научение выговариванию неопознанного, необозначенного». Есть в голове «нечто» смутное, едва уловимое, будоражащее, ускользающее. В общем — «оно». Задача — узнать, увидеть его. Я называю этот процесс «назвать зверя по имени».
Что важно в этом моменте? Как только человек называет, присваивает «зверю» имя, он становится «видимым» в картине мира, во внутренней реальности. И тогда у человека появляется выбор — как к нему относиться.
Яркий пример этому — завершающая сцена из фильма «Апокалипсис», когда трое индейцев выбегают на берег и видят «нечто». Это огромные корабли. Они никогда не видели ничего подобного. Поэтому у них ступор, замешательство. Что это? Как это назвать? Как к этому относиться?
В консультировании происходит нечто подобное. Проговаривая свои мысли вслух спонтанно и непринужденно, выстраивая ассоциативные цепочки, человек вдруг сталкивается с вытесненными образами, мыслями, воспоминаниями, картинками из прошлого. Он пытается «ухватить мысли», «облечь их в словесную форму», но нужные слова почему-то и куда-то ускользают. Остаются какие-то обрывки.
Похожая ситуация происходит после пробуждения, когда человек видел сновидение. Порой сложно бывает вспомнить, описать, а тем более рассказать его. Почему? Потому что мы стараемся описывать рациональным логическим языком нерациональные мистические вещи, явления, мыслеобразы, переживания. Во время описания теряется суть виденного образа, картинка сильно искажается, утрируется, местами упрощается, опускаются какие-то детали, подвергается гротеску и т. д.
«Выразить невыразимое» очень сложно и порой невозможно. В процессе вспоминания, узнавания, опознания у клиента возникают различные реакции от удивления до раздражения и злости на себя за то, что он никак не может ясно и внятно выразиться.
Начиная о-звучивать и о-значивать свои мысли, мыслеобразы, воспоминания через описывание своих чувств, эмоциий, переживаний, человек научается их структурировать, выстраивать, переносить из нематериального мира в материальный, придавать им форму, то есть «облекать» мысли в слова, фразы, предложения. Важным моментом в работе я считаю практику письменного изложения клиентом всплывающего материала.
Далее человек начинает «видеть», осознавать этот, поднявшийся на поверхность, материал, элементы из его внутреннего мира, внутренней реальности. Наступает момент переосмысления и выбора: «О чем я буду думать? Какими мыслями я хочу и буду заполнять свой внутренний мир? Ведь от этого зависит качество моей жизни».
Таким образом, назвать «назвать зверя по имени», о-звучить и о-значить его предполагает:
1) найти и придать форму (материализовать мысль, мыслеобразы в слово);
2) найти и придать смысл и значение этому новообразованию;
3) начать к нему как-то относиться, показать, проявить свое отношение;
4) сделать выбор, а значит принять ответственность за свои мысли, состояния, жизнь.