Шамшикова Е. О., Зеленкова А. И. Особенности взаимосвязи самооценки и психологических границ личности

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОСВЯЗИ САМООЦЕНКИ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ГРАНИЦ ЛИЧНОСТИ

 

Шамшикова Е. О., Зеленкова А. И.

 

В настоящее время изучение самооценки как компонента самосознания представляется наиболее перспективным. На сегодняшний день разработаны теоретические положения, определяющие место самооценки в структуре самосознания, делаются попытки определить структуру самооценки, ее возрастную динамику.

Самооценка включена во множество связей и отношений с различными свойствами личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе [2]. Изучение самооценки, является очень важным с точки зрения практической психологии — в области психотерапии и психологического консультирования [3].

Одним из важных компонентом социального бытия человека является самооценка. Б. Г. Ананьев отмечает, что самооценка — это представление человека о важности своей личной деятельности в обществе и оценивание себя и собственных качеств, и чувств, достоинств и недостатков, их открытое или закрытое выражение. В качестве основного критерия оценивания выступаeт система личностных смыслов человека [1].

Интенсивность социокультурных процессов в современном мире предъявляет особые требования к личной автономии, свободе и ответственности каждого человека. В связи с этим важно говорить о психологических границах личности, их устойчивости, динамизме [6]. Проблема формирования и развития, психологических границ личности — это проблема самоопределения и соотнесенности «мира Я» с миром «не-Я» [5, 8]. А самооценка как важнейший компонент целостного самосознания личности, выступает необходимым условием гармонических отношений человека, как с самим собой, так и с другими людьми, с которыми он вступает в общение и взаимодействие [4].

Несмотря на то, что «самооценка» и «психологические границы» достаточно изучены, в литературе существует недостаток эмпирических данных раскрывающих особенности самооценки лиц с разными типами психологических границ.

Для разрешения выявленной проблемы было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 60 испытуемых, в возрасте от 18 до 23 лет (18 юношей и 42 девушки). В исследовании использовались следующие методики: «Экспресс-диагностика уровня самооценки», Н. П. Фетискина, В. В. Козлова, Г. М. Мануйлова (2002г.); методика «Самооценка личности», О. И. Моткова, в модификации Б. А. Сосновского (2003г.); методика «Границы Я», Н. Браун, в адаптации Е. О. Шамшиковой (2010г.) [7]; опросник «Суверенность психологического пространства», С. К. Нартова-Бочавер (2004); «Я-структурный тест», Г. Аммона. Русскоязычная версия — НИПНИ им. Бехтерева (1997).

Для выявления особенностей психологических границ и самооценки личности в юношеском возрасте был использован метод описательной статистики, рассчитаны дескриптивные характеристики переменных для общей группы испытуемых, проведен корреляционный анализ, с использованием непараметрического критерия Rs-Спирмена.

На основании проведенного теоретического анализа и результатов эмпирического исследования, были сделаны следующие выводы:

1) Уровень самооценки имеет прямо пропорциональную зависимость с уровнем суверенности мира вещей, территории, ценностей, привычек и психологического пространства; с конструктивным внешним и внутренним Я-ограничением; с уровнем частоты нарушения границ окружающих людей.

2) Уровень самооценки обратно пропорционально связан с деструктивным внешним и внутренним Я-ограничением; с дефицитарным внешним и внутренним Я-ограничением.

Для каждого типа психологических границ характерны определенные личностные особенности. В зависимости от уровня самооценки (псевдовысокий, высокий, средний и низкий) типы психологических границ личности различаются.

 

Литература

  1. Бороздина Л. В. Исследование уровня притязаний. М.: МГУ, 1993. 142 с.
  2. Захарова А. В. Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. 1989. №1. С. 5—14.
  3. Молчанова О. Н. Самооценка: Стабильность или изменчивость? // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2006. №2. С. 23—51.
  4. Мотков О. И. Методика «Самооценка личности». М.: Треугольник, 2003. 97 с.
  5. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. М.: Прометей, 2005. 312 с.
  6. Нартова–Бочавер С. К. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. СПб.: Питер, 2008. 400 с.
  7. Шамшикова Е. О. Нарциссические корреляты психологического пространства личности: дис.... канд. психол. наук / Е. О.Шамшикова. Новосибирск, 2010. 209 с.
  8. Шамшикова О. А., Шамшикова Е. О. О феномене «Психологические границы Я» // Социокультурные проблемы современной молодежи. Материалы Международной научно-практической конференции. под научной редакцией Н. Я. Большуновой, О. А. Шамшиковой. Новосибирский государственный педагогический университет, Факультет психологии. 2006. С. 287—301.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
 
 
 
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30