ПРОБЛЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕФОРМАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ СОЦИАЛЬНЫХ СЛУЖБ,
РАБОТАЮЩИХ С СЕМЬЕЙ И ДЕТЬМИ
Жданова И. В.
Преподаватель кафедры социальной работы
и социальной антропологии НГТУ, г. Новосибирск
Как известно, социальные работники и прочие специалисты социальных служб, ежедневно сталкивающиеся с ситуациями и случаями семейного неблагополучия, подвержены формированию и развитию хронического стресса ведущего к истощению эмоциональных, мотивационных и личностных ресурсов. Подобное состояние принято описывать, используя понятия – профессиональное выгорание, эмоциональное выгорание, профессиональная деформация. В системе муниципальных и государственных служб по работе с семьей и детьми, вероятность и интенсивность проявления профессиональной деформации имеет тенденцию к усилению, что по нашему мнению связано как с внешними, так и внутренними по отношению к сотрудникам факторами.
К внешним (организационно-управленческим) факторам можно отнести:
- Особенности организационной культуры учреждений, предполагающей как правило строгую субординацию и иерархический (бюрократический), который предельно формализует отношения как между специалистами внутри организации, так и систему взаимоотношений «специалист-клиент», что понижает степень самостоятельности/автономии и свободы в принятии решений специалистом относительно случая, провоцируя рост его тревожности и консервативности. Наличие большого количества проверяющих и отчетных процедур, усиливает нервозность специалистов, формирующуюся в результате «страха перед начальством» за неверно выполненные отчеты и заполненные документы;
- Низкий уровень оплаты труда специалистов, снижающий их мотивацию к эффективному выполнению своих профессиональных обязанностей;
- Неудовлетворительные материально-бытовые, технические условия труда, не позволяющие работать с клиентом в комфортном режиме (отсутствие мест для проведения индивидуальных консультаций и т.д.)4
- Специфика клиентских групп, связанная с большим количеством немотивированных и социально стигматизированных клиентов; обилие негативной информации от клиентов и о клиентах. Такая ситуация ведет к работе без видимого результата, по образному выражению одного из сотрудников детского дома: «Артель - напрасный труд».
К внутриличностным и индивидуальным факторам мы относим личностные особенности специалистов, работающих с семьей и детьми к которым мы относим:
- Возраст, стаж работы специалистов, наличие ими специализированного профессионального образования;
- Выраженность эмпатийных способностей, особенности черт характера, уровень саморегуляции личности,
- Субъектная позиция специалистов, в которой, они видят себя скорее как источников власти, а клиенты скорее как объектов управления;
- Неадекватная самооценка, нечеткая Я-концепция;
- «Случайный» приход в профессию, когда сотрудники приходят «дорабатывать» из правоохранительных органов, органов власти или из других сфер занятости;
- Завышенные профессиональные установки и требования (профессиональный перфекционизм);
- Установка на получение быстрого результата, неясность профессиональных целей и задач.
Под влиянием всех вышеперечисленных факторов, которые в каждом конкретном случае преломляются на индивидуальном уровне, происходят процессы профессионального выгорания, которые ведут к формированию профессиональных деформаций.
Для выявления особенностей профессиональной деформации специалистов, работающих с семьей и детьми, нами было проведено эмпирическое исследование уровня и особенностей профессионального выгорания у специалистов социальных служб Новосибирской области, проходивших в ноябре 2012 г. на базе Областного учебно-методического центра «Семья» краткосрочные курсы повышения квалификации по теме «Профилактика профессионального выгорания специалистов, работающих с семьей и детьми».Среди слушателей специалисты занимающие различные должности, в том числе: специалисты по социальной работе, педагоги-психологи, психологи, социальные педагоги, специалисты органов опеки и попечительства, воспитатели, специалисты КДНиЗП, заместители директоров КЦСОНов. Общее число слушателей составило 90 человек. Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений были использованы следующие средства:
- Опросник «Эмоциональное выгорание» В.В. Бойко;
- Стресс-тест Альберта Эллиса;
- Практикум «Профессиональные установки и профессиональные ожидания»
Анализ результатов исследования показал, что для большинства из опрошенной нами группы характерна стадия редукции личностных достижений (среднее значение по группе 31 балл), которая проявляется в тенденции к негативному оцениванию себя, своих профессиональных достижений и успехов, к редуцированию собственного достоинства, в негативизме относительно служебных обязанностей, снижении профессиональной мотивации, снятии с себя ответственности, ограничении своих возможностей и обязанностей в отношении других.
По результатам проведения Стресс–теста Альберта Эллиса, позволяющего выявить и оценить степень влияния иррациональных установок на возникновение стресса, было выявлено, что выраженными признаками наличия иррациональных установок является у слушателей курсов является:
- восприятие негативных событий как катастрофических, невозможных для преодоления и, которые трудно будет преодолеть;
- склонность к завышению требований по отношению к себе.
Практикум «Профессиональные установки и профессиональные ожидания» предполагал совместную работу респондентов с целью выявления профессиональных установок и профессиональных ожиданий. Специалисты совместно с тренером, в группах составляли списки профессиональных установок и ожиданий.
В ходе анализа итогов практикума были выявлены деформированные профессиональные установки:
- «Мы для клиентов, а не клиенты для нас» (мотив обиды, ущемленного положения по сравнению с клиентами);
- «Объять необъятное» (неясность профессиональных целей и задач);
- «Начальник всегда все знает лучше», «Начальник всегда прав» (пониженный уровень автономии, свободы);
- «Государство может все, и оно плохо работает, а не мы» (снятие ответственности неосознание себя как части государственной политики);
- «Доброта спасет мир» (демагогизация);
- «Главное в работе – получение заработной платы» (отсутствие мотивов профессионального развития, достижения);
- «Недопущение конфликтов с клиентами и коллегами» (уход от проблем);
- «Воспитанник детского дома – мой ребенок» (смешение профессиональных и личных ролей);
- «Помощь клиенту в решении всех его проблем, я все за него» (формирование социального иждивенчества);
- «Я знаю как лучше, как правильно» (уверенность только в своей правоте и последовательности своих действий, категоричность).
Таким образом, в ходе работы со слушателями курсов повышения квалификации, нами были определены основные типы профессиональных деформаций, что может и должно позволить вырабатывать эффективные основания и способы для дальнейшей работы, связанной с коррекцией деформированных установок и профилактикой эмоционального выгорания специалистов социальных служб, работающих с семьей и детьми.