ПСИХИЧЕСКАЯ ТРАВМА И ЕЕ ПОСЛЕДСТВИЯ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Шамшикова Е.О.
Канд.психол.н., доцент кафедры общей психологии и истории психологии
ФП ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск
Шамшикова О.А.
Канд.психол.н., доцент кафедры общей психологии и истории психологии
ФП ФГБОУ ВПО «НГПУ», г. Новосибирск
В современной научной литературе все чаще встает вопрос о последствиях психической травмы имевшей место в детском или подростковом возрасте и ее влиянии на физическое и психическое здоровье взрослого человека.
Травма – это оценка субъектом своих сил и принятие своей беспомощности в жизненной ситуации, капитуляция перед ней (З.Фрейд, 2001). Предвестником травмы, сигналом приближающейся опасности является страх, однако людям свойственно верить, что, как таковую, опасность всегда можно избежать, или с ней можно справиться. Сталкиваясь с неизбежной опасностью и не получая никакой помощи, он капитулирует. В этом случае аффект страха сменяется на кататоноидную реакцию (H.Krystal, 1997), и это становится началом травматического состояния, которое близко к гипнотическому, но является гораздо более сильным. В подобном состоянии человек полностью подчиняется приказам. Парадокс заключается в том, что чем больше он подчиняется приказам, тем глубже его затягивает, пока он не достигает каталептического состояния или состояния «робота».
Если травматическое состояние затягивается, то начинается прогрессирующее онемение боли и других аффектов, а также размывание чувства себя и собственной значимости. В это же время параллельно происходит прогрессирующая блокировка всех ментальных процессов (блокируется познавательные способности, нарушаются психические функции и обработка информации, меняются суждения, теряется способность к планированию, оценке и решению проблем и пр.). В конечном итоге удерживается только малое количество этих функций и очень слабая способность к самонаблюдению, обусловленная регрессом к магическому типу мышления (М.М.Решетников, 2006). В этом состоянии большинство нормальных нарциссических функций (самосохранение, забота о себе, самозащита, самоуважение) разрушается, и человек переживает массивное и опасное самообесценивание.
Психическая травма многими исследователями рассматривается как неизбежный результат жестокого обращения с детьми. Исследования последних десятилетий выявили существенную взаимосвязь между психологической дисфункцией во взрослой жизни и историей жестокого обращения или игнорирования и пренебрежения в детстве. Традиционно различают два вида психической травмы: младенческая (инфантильная) психическая травма и психическая травма в детском возрасте.
Инфантильная травма генерируются ранними нарушениями в коммуникации между младенцем и значимыми объектами, которые выражаются в плохой эмпатической настройке и эмоциональной эксплуатации, из-за нарушений в «модулирующем и контейнирующем интерсубъективном контексте» развития. Потенциально травматические ситуации не существуют сами по себе, они становятся болезненными, в том случае, если заботящееся окружение (мать) не в состоянии дать на них адекватный отклик, вследствие чего эти ситуации не смогут приобрести статус жизненного переживания.
Последствия младенческой психической травмы не производят быстрого разрушения, но отражаются в психосоматических нарушениях в период дальнейшего психического развития. Это проявляется в нарушениях сна и питания, появлении коликов, приступов экземы, астмы, неудач в эффективном приспособлении, которые в дальнейшем развиваются в аффективную неспособность адаптироваться к окружающей среде (R.J.Harmon, S.Wagonfeld, R.N.Emde, 1982). Травмированный ребенок переживает одиночество и предательство родителей; у него наличествует дефект самоуважения, проблемы в аффективной регуляции и неспособность удерживать адекватную самооценку.
Детскую психическую травму обычно связывают с такими основными типами жестокого обращения, оказывающими пролонгированное негативное воздействие на психическое функционирование как: сексуальное насилие (обычно связанное с вовлечением незрелых детей в сексуальную активность), физическое насилие (сопровождающееся нанесением ребенку физических травм и приводящим к повреждению тканей – от синяков и рваных ран до сломанных костей и зубов, или в крайних случаях, смерти), психологическое насилие (например, постоянная критика ребенка со стороны взрослых, обесценивание или оскорбление), и пренебрежение нуждами (связанное с неспособностью родителей обеспечить необходимую заботу и удовлетворения основных потребностей ребенка).
Последствия жесткого обращения с детьми включают низкую самооценку, обвинение себя, безнадежность, ожидание неприятия или отказа, зацикленность на опасности. У таких детей наблюдаются соматические реакции: хроническая боль в области таза, мочеполовые проблемы, расстройства желудочно-кишечного тракта, подверженность инфекционным заболеваниям и в целом низкий иммунный ответ организма. Хотя более ранние работы свидетельствовали о том, что дети, подвергшиеся жестокому обращению или перенесшие младенческую травматизацию, испытали только одну форму насилия (например, физическое), современные исследования наглядно демонстрируют, что в анамнезе таких детей присутствует целый ряд случаев плохого обращения, что создает риск повторной виктимизации (J.Brier, 2009).
Травмированная личность универсально поворачивает агрессию против себя. Беспомощность и неспособность защищаться или защитить любимые объекты оставляют осадок стыда и вины за пережитое. В таких условиях применяются два способа защиты, но остается хроническое переживание собственной никчемности, пустоты, бессмысленности, наличествует депрессивный образ жизни даже во время периодов компенсации.