ВЗАИМОСВЯЗЬ ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК И ОСОБЕННОСТЕЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Зорькина О. С.
Актуальность обозначенной проблемы можно раскрыть словами Дж. Брунера о том, что эмоции прокладывают путь для других психических процессов, а также мыслью А. Валлона об эмоциях как основе для формирования рассудочной способности ребенка. Вопрос «единства аффекта и интеллекта» рассматривался также Л. С. Выготским как один из наиважнейших в рамках авторской концепции психического развития ребенка.
В старшем дошкольном возрасте включение активной речи ребенка в эмоциональные процессы обеспечивает их интеллектуализацию. Ребенок начинает осознавать свои переживания, у него формируется умение обозначать вербально то, что чувствует в данный момент по отношению к своей деятельности, к взрослым, сверстникам.
Таким образом постепенно развивается оценочная функция эмоций. Поначалу это проявляется в форме простейших речевых штампов и клише (например, «мама, я тебя люблю»; «папа, ты плохой»; «мишка красивый»). Постепенно эти эмоциональные оценки выражаются в форме более сложных развернутых высказываний, становятся более разнообразными и информативными. Следовательно, под влиянием развития эмоциональной сферы наиболее интенсивно развивается экспрессивная функция речи — выражение эмоций в процессе общения на невербальном и вербальном уровне.
Развитие экспрессивной функции речи наиболее ярко может проявляться в процессе общения со сверстниками в сюжетно-ролевых играх и играх с правилами, включающих в себя элементы соревновательности и владение навыками коммуникации. Процесс выполнения ролей и правил помогает ребенку понять товарища по игре, учесть его самочувствие, настроение, желание. Сопереживание сверстнику во многом зависит от ситуации и позиции ребенка. В условиях острого соперничества в процессе выполнения деятельности уровень эмоционального переживания ребенка повышается, резко возрастает количество экспрессивных высказываний с негативным оттенком в адрес своего партнера. Ребенок с помощью вербальных и невербальных средств (мимики, жестов, поз, прикосновений) выражает свое отношение к нему. В таких ситуациях взрослому необходимо демонстрировать ребенку образцы и способы адекватного речевого выражения эмоций, чтобы коммуникация не принимала резко негативного характера.
Оценочная функция эмоций и экспрессивная функция речи выступают в тесной взаимосвязи в процессе восприятия ребенком художественных произведений. Старший дошкольник учится выражать свои мысли по поводу прочитанного; формировать эмоциональное отношение к героям сказок, рассказов и доносить их до собеседника. Здесь главная задача взрослого — обогащать лексический запас ребенка эпитетами, метафорическими словосочетаниями; обучать интонационной выразительности высказываний, что помогает более точной передаче эмоций и чувств
Изменения в эмоциональной сфере связаны также с развитием самопознания. Старший дошкольник начинает управлять выражением эмоций, воздействуя на себя с помощью слова.
Благодаря взаимному развитию речевой и эмоциональной сфер психики у дошкольника постепенно начинает формироваться эмоциональное мироощущение — субъективное, личностное отношение к миру, к людям и самому себе.