ЛЕЧЕНИЕ И ОБУЧЕНИЕ В ПОДГОТОВКЕ ПСИХОЛОГОВ
Фомин Г. Ю., Прощенко Н. Н.
Профессиональная подготовка психолога интересует нас давно. И если на начальном этапе нас больше всего страшило взять в обучение психически больных людей, то теперь, двадцать лет спустя, мы видим необходимость смены фокуса внимания в сторону, постоянного сочетания обучения и психотерапии на всех этапах формирования специалиста. Посмотрим, как обстоят дела в реальности. Работая на кафедре клинической психологии НГМУ, возьмем за основу студентов нашего факультета. ФГОС предлагает необъятный список компетенций, в этом исследовании были выделены ключевые компетенции психолога. Кроме специальных, относящихся непосредственно к сфере медицинских знаний, умений и навыков, отмечены личностные и социальные компетенции. Среди личностных выделяются такие, как умение брать на себя ответственность, рефлексия — как способность анализировать свои действия и эмоциональные состояния, саморегуляция, критичность — к самому себе и к потоку информации, потребность и стремление к саморазвитию. Среди социальных — умение вести беседу с пациентом и его родственниками, способность мотивировать пациента к лечению, уважение к коллегам и способность к открытому обсуждению с ними спорных случаев, соблюдение прав пациентов. Если, формированию социальных умений может как-то помочь СПТ 2 курс, то личностные компетенции «висят», ни чем не подкрепленные. Рефлексия — главный способ развития социальных и личностных компетенций. Программой это не предусмотрено. Если и возникает такая возможность, то только в виду личной ответственности и умений преподавателя. С этим тоже не все так просто, процент практикующих преподавателей редко переваливает за треть, (информация по данным портфолио), а регулярно посещающих супервизию и собственного терапевта еще меньше.
В этих условиях возникает вопрос: а где должны совершенствовать личностные компетенции будущие психологи? На это образовательный документ (ФГОС) дает ответ неопределенный: возможно — в процессе освоения практических навыков… Практика — способна, но она кратковременна и проходит достаточно формально. В результате мы имеем замкнутый цикл производства психологов-теоретиков, «личностно не компетентных» часть из которых реализуется в академической среде, что приводит к повторению цикла.
Эта проблема должна решаться на нескольких уровнях. Но многолетние битвы чиновников с академиками убивают всякую надежду на высшее организационное решение. Безусловно, необходимо весь период обучения психологов сопровождать групповой и индивидуальной терапией. Возможно, так получаемые социальные навыки будут полноценно интегрированы. Идея эта, была предложена к реализации в виде межвузовских терапевтических групп, пока, хотя бы, в рамках практики. Но отсутствие единой профессиональной позиции по этому вопросу у учебных заведений и профессионального сообщества, тормозит процесс. В дальнейшем, когда акцент вузовского образования сместится в сторону подготовки действующего психолога, можно будет рассчитывать на то, что работа с личностным развитием будет включена в основной учебный процесс.