Кормачева И. Н. Трансгрессия как механизм мотивации личности

ТРАНСГРЕССИЯ КАК МЕХАНИЗМ МОТИВАЦИИ ЛИЧНОСТИ

 

Кормачева И. Н.

 

В настоящее время в современном обществе достаточно остро стоит задача повышения мотивации учащихся, студентов, работников. Отечественная школа мотивации внесла большой вклад в данную проблему. Сегодня теории мотивации получают иное звучание в контексте новых научных достижений. В частности, рассматривается такой мотивационный механизм как трансгрессия.

Термин «трансгрессия» пришел в общественные науки из биологии (преодоление метисами черт, свойственных родителям) и географии (заливание морем пространств суши). В психологии термин означает выход за существующие пределы,нарушение норм, правил, переход от одного фиксированного состояния к другому.

В современной науке существует три точки зрения по поводу того, что заставляет человека выходить за границы:

  1. Компоненты структуры личности (потребности, установки, предпочтения и т. д.);
  2. Окружение (экономическое развитие, климат, образование и т. д.);
  3. Первый и второй факторы во взаимодействии (действие, личность и среда).

Тот факт, что психологические процессы трансгрессии — это мотивационные процессы, сомнения не вызывает: они дают толчок действию, задают общее направление поискам ценностей, поддерживают действие и влияют на его продолжительность.

Мотивация — это побуждение к действию; динамический процесс психофизиологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость.

Развитие теорий мотивации началось в XX веке. Х. Шольц выделил три направления теорий мотивации в зависимости от предмета анализа.

1. Традиционные теории мотивации (Ф. У. Тейлор, Г. Л. Гант, Г. Форд и др.) основаны на политике «кнута и пряника». Согласно им, мотивация обусловлена достаточным материальным стимулом, четкими правилами для людей одного статуса, наличием прозрачной системы материального взыскания. Данные теории заложили основы всех современных систем стимуляции сотрудников, но они оказались недостаточно эффективными, т.к. предлагали единый подход к мотивации любых работников и не учитывали факторы внутренней мотивации.

2. Содержательные теории (А. Маслоу, Д. МакКлелланд, Г. В. Оллпорт, В. И. Герчикови др.) основаны на рассмотрении специфической картины мира человека, его отдельных потребностей (или мотивов). Большинство авторов предлагают классификацию потребностей, в которых доминирующая стимулирует и определяет эффективность деятельностичеловека. Недостаток этих теорий — в отсутствии ответов на следующие вопросы: что происходит с удовлетворенной потребностью; как внешние факторы влияют на потребности; как изменяются потребности во времени.

3. Процессуальные теории мотивации (Л. Портер, Э. Лоулер, В. Врум, С. Адамс, Д. Аткинсон, Ш. Ричи, П. Мартин) изучают влияние различных факторов среды на процесс и результат мотивации. Данные теории основаны на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда уверен в большой вероятности удовлетворения своих потребностей. Однако и эти теории имеют ряд проблемных областей, например, анализируют мотивацию, возникающую в ответ на внешнее воздействие, но не учитывают ситуацию, в которой человек находиться в момент воздействия.

Попытку заполнить существующие пробелы предприняли теории, созданные на стыке психологии и экономики (Г. Тард, Дж. Катон, В. Парето, И. Фишер и др.).

Согласно теории ожидаемой полезности (Д. Канеман, А. Тверски, Г. Саймони др.), люди стремятся к удовлетворению, а не к максимальной продуктивности; серьезное влияние на принятие экономических решений имеют чрезмерная самоуверенность, проекция, эффекты ограниченности внимания и др. психологические феномены.

В теории межвременного выбора (Дж. Эйнсли, Д. Лейбсон, М. Рабин и др.) представлена модель, доказывающая, что субъективная полезность предпринимаемых действий возрастает по мере приближения момента получения ожидаемого результата. Человек конструирует предпочтения, которые также зависят от ожиданий, ограничений в картине мира, направленности внимания и мыслей, настроения, символов и знаков.

Теория временной мотивации П. Стила интегрирует наиболее актуальные исследования и формулирует следующие принципиальные положения:

– выбор самых важных дел из множества во многом определяется врожденной склонностью занижать значимость отдаленных событий;

– мотивация человека основана на наличии активной потребности, которая сочетается с уверенностью человека в том, что он действительно сможет ее удовлетворить благодаря своим действиям;

– люди при выборе оценивают возможные выгоды и возможные потери, но не в целом, а в сравнении со своим обычным уровнем дохода, поэтому люди больше склонны к сохранению достигнутого финансового уровня, чем к его увеличению;

– увеличение мотивации происходит с разной скоростью для разных потребностей, при этом мотив избегания неудач более силен, чем мотив получения награды, а сила мотивации увеличивается, если получение вознаграждения или наказаниядостоверно известно и близко во времени.

Выделяют два вида мотивации:

  1. Гомеостатическая, работает по принципу «напряжение – облегчение». Например, во время голода рождается мотивационное напряжение, спадающее при насыщении.
  2. Гетеростатическая, свойственная росту: «напряжение – сохранение напряжения или его рост». Данному виду мотивации свойственны притязания, которые не могут быть насыщены, но нарастают как снежный ком. Трансгрессия регулируется законом роста.

Принимая во внимание содержание индивидуальных целей, выделяют четыре вида трансгрессии:

1. Действия, направленные на физический мир (на вещи). Их целью является территориальная экспансия, увеличение материальных благ и т. д. Благодаря таким функциям человек творит искусственный мир, строительным материалом для которого является природная среда;

2. Действия, направленные на других людей. Их цель — расширение контроля над другими, расширение диапазона индивидуальной свободы, получение власти и т. д.;

3. Символические действия — это создание новых, не имеющих аналогов конструкций. Благодаря им рождается творчество, возникает наука и искусство;

4. Действия, направленные на созидание себя — развитие собственной воли, характера, ума, получение опыта.

Трансгрессия — это источник приключений и трагедий; это риск, в котором нет гарантий успешного завершения дела. Однако выход за привычные границы, выполнение нетрадиционных и творческих задач, приносят удовлетворение независимо от результата. Это связано с переживанием в трансгрессионной деятельности таких чувств, как надежда на успех, гордость за невиданное свершение и т. д.

Дежурный супервизор

skype
email

Отправьте заявку на супервизию.
Укажите ваш контактный номер телефона.

Мы свяжемся с Вами в течение 15 минут!

Календарь мероприятий

п в с ч п с в
1
 
2
 
3
 
4
 
5
 
6
 
7
 
8
 
9
 
10
 
11
 
12
 
13
 
14
 
15
 
16
 
17
 
18
 
19
 
20
 
21
 
22
 
23
 
24
 
25
 
26
 
27
 
28
 
29
 
30
 
31